Купола на Лиговском. Почему Крестовоздвиженский собор назван казачьим?
Колокольня, устремленная более чем на 60 метров ввысь, обрамленная колоннадами с часовнями, привлекает внимание каждого, кто проходит или проезжает по Лиговскому проспекту вблизи Обводного канала. За ней на некотором расстоянии от проспекта высится Крестовоздвиженский казачий собор. Храм назван казачьим, так как часть прихода — и сейчас, и издавна — составляют представители казачества, живущие в Петербурге. Когда‑то собор также считали Ямским — по названию слободы, где селились ямщики, служившие на Новгородском тракте.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Колокольня Крестовоздвиженского собора, одна из красивейших в Петербурге, — важнейшая градостроительная доминанта района. Постройка ее была завершена в 1812 году. Строительством на безвозмездных началах руководил известный петербургский архитектор Александр Постников, ученик великого Андрея Воронихина, по проекту которого возведен Казанский собор. Построена колокольня преимущественно на деньги прихожан и благотворителей.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на углу нынешнего Обводного канала и Лиговского проспекта появилась еще до 1708 года, и это был один из первых храмов Петербурга. Возвести церковь на Лиговском было решено, поскольку район этот был в те времена весьма оживленным и плотно заселенным.
Старинный Новгородский тракт, или Московская дорога, как его называли, с начала XVIII века становится основной магистралью, соединявшей строящийся Петербург с Москвой, Новгородом и другими центрами России. Вскоре часть Новгородского тракта вошла в предместье новой российской столицы — Санкт-Петербурга, где была основана Ямская слобода. По указу Сената 1714 года началось переселение ямщиков из разных губерний на выделенные наделы земель.
— Улицы, которые располагаются вблизи: Тамбовская, Воронежская, Рязанский переулок, получили названия по губерниям, откуда приезжали и селились ямщики. Они строили здесь дома с подворьями и конюшнями для лошадей. Ямщики служили на «яму»: с тюркского ям — почтовая станция. Отбирали претендентов с особой тщательностью, необходимо было иметь добропорядочную репутацию, поручение приходского священника и односельчан. Задача ямщика — доставка царских курьеров, иноземных послов, государевой почты, казенных грузов. Слободские дела решались на братском дворе у приходской церкви, — рассказывает экскурсовод Жанна Громова.
Построен храм был в стиле петровской архитектуры: вытянутое строение с высокой кровлей, увенчанное шпилем. На одной из первых деревянных колоколен, встроенных в здание храма, было установлено четыре колокола весом 19 пудов. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек. Но в 1730 году эта церковь сгорела.
В середине XVIII века прихожане и причт пожелали вместо деревянной церкви Иоанна Предтечи построить храм «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня», так как с таким наименованием церкви в Петербурге еще не было. В середине XIX века проектом по перестройке храма, сохранив стилистический облик прежнего, руководил Егор Диммерт, ученик прославленного архитектора Василия Стасова. Храм освятили в 1748 году, и собор на Лиговском получил свое нынешнее название — Крестовоздвиженский.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Заложенный Петром город быстро рос, приход храма становился все более многочисленным, к началу ХХ века вырос до 14 тысяч человек. Это были жители Лиговой стороны, в том числе казаки, служившие в столичных лейб-гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма. Между тем казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала. Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженском соборе или Тихвинском — зимнем храме.
По воспоминаниям известного генерала потомственного донского казака Петра Краснова, казаков в Крестовоздвиженском соборе всегда помнили как прихожан и торжественно встречали, в частности, после турецкого похода 1877 года. Чуть позднее, в 1899‑м, было основано Общество взаимопомощи донских казаков, учредителями которого стали профессора, академики, лейб-медик императора Александра III, супруга ученого Дмитрия Менделеева, донская казачка Анна Ивановна, писатель Антон Чехов, уроженец области Войска Донского. С 1990 года возрожден преемник общества — казачье землячество «Невская станица», глава его — донской казак настоятель Крестовоздвиженского собора протоиерей Владимир Сергиенко.
— Казачьим храм остается и сегодня. Здесь, в колокольне, есть помещения казачьего атамана и правления станицы. Это сейчас, а до 1980 года на первом ярусе располагались четыре квартиры, где проживали горожане, никакого отношения к собору не имевшие. Они даже пианино сюда умудрились затащить. Потом квартиры расселили, — вспоминает смотритель собора Олег Бибарцев, выросший здесь же, в Ямской слободе.
На одном из нижних ярусов колокольни расположена церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1863 году по указу императора Александра II проводились торжества по случаю тысячелетия создания славянской азбуки. Настоятель Крестовоздвиженского прихода протоиерей Иоанн Яхонтов являлся знатоком древней письменности, и в почитание просветителей под сводами колокольни по проекту архитектора Людвига Бульери устраивается церковь святых Кирилла и Мефодия. Храм освящен митрополитом Исидором. В дни памяти этих святых здесь также проводятся богослужения.
Со времени строительства и до наших дней особое внимание привлекают архитектурные достоинства уникального строения.
— Стройная ампирная колокольня украшена изящными лепными изображениями апостолов и барельефами на библейские сюжеты Ветхого и Нового Заветов. В нишах размещены скульптуры, изображающие апостолов Петра и Павла, в их руках атрибуты этих святых — ключ и меч. Верхняя часть колокольни украшена восемью гипсовыми изображениями апостолов, нижняя — четырьмя. Красоту и стройность строению придает постепенное сужение объемов. Архитектор Александр Постников создал проект в стиле ампир, который входил в моду в начале XIX века. Эффект устремленности ввысь обусловлен гармонической соразмерностью ярусов колокольни, пирамидальной композицией и высоким стройным пятнадцатиметровым шпилем. Три архитектурных ордера: тосканский, ионический и коринфский, как источники зрительного равновесия, последовательно здесь представлены, — поясняет Жанна Громова.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Ярус звона — третий, на высоте 30 метров, в нем размещается двенадцать колоколов. Изначально самый большой — благовест — весил 11 тонн. Его поднимали метр за метром — одновременно с тем, как строили саму колокольню. Иначе на столь большую высоту колокол было бы не поднять. В 1941 году благовест отправили на переплавку, с началом Великой Отечественной войны стране был необходим металл.
А современные колокола отлили в Ярославле. Еще один заказала прихожанка храма, и его изготовили в Белоруссии. Чтобы новые колокола не особо отличались от прежних, их искусственно старили патиной. В 1991 году митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн благословил передачу колокольни с храмом святых Кирилла и Мефодия приходу, объединившему петербургское казачество, которое возглавил настоятель собора Владимир Сергиенко. Через три недели казаки-альпинисты установили на колокольне четырехметровый титановый крест.
— В установке креста участвовал Федор Конюхов. Он же не только мореплаватель, но и классный верхолаз, занимался промышленным альпинизмом. С его помощью и был вознесен крест, хотя Федор Филиппович тогда еще батюшкой не был, — вспоминает смотритель храма Олег Бибарцев.
На одном из ярусов колокольни — икона «Неупиваемая чаша». Кстати, в самом Крестовоздвиженском соборе не так давно для этой иконы оформили особый киот — с виноградными лозами, полудрагоценными камнями. Молитва у этого образа помогает избавляться от всякого рода зависимостей, в первую очередь от винопития.
…В праздничную пасхальную седмицу на колокольню может подняться любой человек и даже позвонить в честь самого великого православного праздника. Тогда над Лиговским проспектом радостный праздничный перезвон можно услышать в любое время. В обычные дни колокольный звон оповещает о начале богослужения и призывает верующих в храм. Однако в особо сильные морозы в колокола не бьют, они становятся хрупкими и могут расколоться. Производят лишь по три «разогревающих» минимальных по силе удара в каждый колокол.
А вот колокольней Крестовоздвиженского собора любоваться можно всегда и в любую погоду.
Читайте также:
Перезвон над Искровским. Собор, возведенный в честь 300-летия города на Неве
Колокольня Николо-Богоявленского собора после реставрации вновь радует петербуржцев своим звоном
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7774) от 20.10.2024 под заголовком «Купола на Лиговском».
Комментарии