В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
У многих горожан нервы не выдержали, и они заплатили те неведомые долги, которые были указаны в так называемых долговых счетах, стандартных розовых бланках квартплаты ВЦКП (Вычислительного центра коллективного пользования), – в мае они в изобилии распространились по городу.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
«СПб ведомости» уже рассказывали об этой беспрецедентной ситуации в материале «Мы перед ними в долгу», опубликованном 17 мая. В частности, указывали, что счета получили 418 тысяч семей, многие из которых (если не большинство) и не подозревали, что за ними числятся какие-то недоплаты.
В вычислительном центре вчера уточнили: не 418, а 419 тысяч. И констатировали, что майские экзерсисы принесли неплохой улов - 724 миллиона рублей. Такие вот «с миру по нитке».
«В мае 2018 года долговые счета были выставлены в том числе по условно-закрытым лицевым счетам: в случае приватизации жилья, смены собственника или управляющей организации». Это цитата из официального заявления ВЦКП, выдающая главное - там прекрасно знали, что делают. Люди неглупые, образованные, знающие о существовании Жилищного кодекса РФ и о наличии в нем статьи 153. Им даже известно, что в этой статье говорится: обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора найма, у собственника помещения - с момента возникновения права собственности на помещение. То есть исключительно в рамках лицевого счета, открываемого на имя (!) жильца, в каком бы правовом статусе он ни находился. Никаких долгов за квартирой числиться не может - только за человеком.
Исключение одно: взносы на капитальный ремонт. И исключение это прописано в 169-й статье Жилищного кодекса. Обязанность платежа закреплена именно за конкретным жильем. Но - только эта.
В Петербурге же гражданам не только напомнили о древних долгах, возможно, не ими сделанных, но и «накрутили» на эти долги немалые пени. Неплохой бизнес: лет эдак 10 не говорить человеку о его задолженности, а потом сказать: эй, друг, ты мне задолжал с процентами, которые могут вдвое-втрое превышать сумму основного якобы долга. Да еще и подкрепить свое заявление расхожей фразой: мол, незнание закона не освобождает... и все такое.
И многие граждане купились. Оплатили и то и другое: и неизвестный долг, и неведомые пени.
Вот вопрос: можно ли (чисто теоретически) через суд взыскать все обратно? Можно ли поставить перед прокуратурой вопрос: был ли этот финт покушением на мошенничество?.. А пожалуй что и не был. Уметь надо!
Если бы долговые счета были истинными платежными документами, и ВЦКП, и жилищному комитету можно было бы что-то вменить. Но - нет: на розовом бланке было написано то, что в самом ВЦКП назвали информацией, а не счетом. То, что прежде всего могло бы заставить граждан пойти в инстанции объясняться. А заставило - пойти и заплатить. По доброй воле, никто никого силком никуда не тащил. Просто - проинформировал.
Тот, кто это придумал, хорошо знает психологию отечественного плательщика, который предпочитает отдать деньги, чтобы не связываться, и забыть... Ну что: результат неплох. Получили больше полумиллиарда, что в условиях огромных долгов управляющих компаний перед ресурниками весьма недурственно. Этот результат позволил ВЦКП заявить: «Долговые счета - эффективный инструмент для решения этой задачи». А именно: задачи снижения задолженности за ресурсы (прежде всего за тепло) любыми методами.
Материал был опубликован в газете под № 125 (6234) от 13.07.2018 под заголовком «Купились!».
Комментарии