Куда причалим?

Совместными усилиями нескольких ведомств правительство северной столицы готовится преобразовать рынок речного экскурсионного туризма Петербурга, создав большую сеть принадлежащих городу причалов. При этом инициаторы процесса заявляют: никакой речи о монополизации не идет, а возвращение пристаней в лоно государства продиктовано исключительно заботой о безопасности и комфорте туристов.

Куда причалим? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

С тем, что на этом рынке надо как-то упорядочивать ситуацию, вряд ли кто-то будет спорить. В погожие дни, когда турист жаждет впечатлений, движение по Фонтанке или Мойке зачастую напоминает броуновское. Десятки причалов, разнокалиберных теплоходов и катеров. Многочисленные зазывалы на Невском проспекте. Очереди на посадку и высадку. И нередко - сильно затянувшееся из-за причальной чехарды ожидание...

В богатом водой Петербурге не менее 200 причалов. Однако привлекательными для ведения речного экскурсионно-развлекательного бизнеса из них является не более трети. А самыми популярными у клиентов - 2 - 3 десятка, расположенные в самом центре северной столицы. При этом сегодня город имеет возможность распоряжаться только 16 пристанями, 15 из которых расположены на Неве. Остальные, как раз наиболее популярные места начала водных экскурсионных маршрутов, находятся в аренде у частного бизнеса. И если на городских причалах установлен единый для всех порядок швартовки и ее стоимости (450 рублей за однократную или 320 по договору, предусматривающему не менее тысячи швартовок), то на частных все зависит от взаимоотношений с их хозяином. «Нередко, чтобы не допускать конкурентов, цены на швартовку там устанавливают «заградительные», - говорит один из речных капитанов. - Порой и хотел бы пристать, да слишком дорого. А на городских с этим нет проблем: главное - вовремя оплатить».

В Смольном констатируют: арендаторы пристаней, которые чаще всего одновременно являются хозяевами теплоходов и катеров, не заинтересованы в развитии причальной инфраструктуры. И намеренно не допускают на рынок других предпринимателей, также желающих обслуживать туристов. «Могу сразу сказать: задачи монополизировать рынок причальных услуг у нас нет, - заявляет глава комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев. - А вот желание создать для всех его участников, независимо от величины бизнеса, равные и комфортные условия - есть».

И поясняет: несмотря на то что доходы города от аренды причалов и размер прибыли, получаемой от их использования, несопоставимы, никто не собирается ущемлять добросовестных арендаторов. «Наша задача - развивать городскую сеть причалов, в равной степени доступную для всех, - продолжает Мушкарев. - Причем их деятельность будет стандартизирована и даст гарантии комфорта и безопасности как участникам рынка речного экскурсионного туризма, так и пассажирам».

По предварительным оценкам, увеличение городской сети причалов до нескольких десятков объектов обойдется в сумму до 75 млн рублей, поскольку оборудование каждого из них под единые стандарты тянет на 3 - 5 млн. А появиться они в первую очередь должны в популярных у туристов местах. То есть на внутренних реках и каналах Петербурга.

Процесс уже запущен: сейчас в комитете по развитию туризма завершается разработка технико-экономического обоснования концепции создания сети городских причалов, а в ноябре, после обсуждения с участниками рынка и проработки профильными комитетами Смольного, проект покажут на самом верху. В том случае если он будет поддержан правительством города и губернатором, продлевать договоры об аренде набережных с частниками не станут, постепенно возвращая причалы в распоряжение Смольного. И уже в 2018-м вместо 16 нынешних причалов в ведении Агентства внешнего транспорта (АВТ), которое за них отвечает, могут оказаться все тридцать. А возможно, и больше.

Руководитель комитета по транспорту Александр Головин также убежден, что причалы в городе должны быть стандартизированы и общедоступны. Не возражает против намерения прибавить к нынешним энное число новых причалов и глава АВТ Александра Бахмутская. По ее мнению, появление дополнительных равнодоступных причалов «даст толчок к развитию новых регулярных маршрутов и позволит горожанам и гостям города с большим комфортом пользоваться прогулками на водном транспорте».

Есть сторонники развития сети городских причалов и в среде предпринимателей. Особенно за эту идею ратуют небольшие компании, которые не имеют возможности арендовать пристани.

Да и представители крупного речного бизнеса в целом не против: по мнению главы одной из таких компаний Андрея Кузнецова, если город возьмет на себя заботы о причальной инфраструктуре, «больше времени останется на развитие флота и придумывание новых маршрутов».

Впрочем, есть варианты. По словам Андрея Мушкарева, для того чтобы не увеличивать нагрузку на бюджет Петербурга, проект может быть реализован и на условиях государственно-частного партнерства. Как и в случае с аэропортом «Пулково», инвестора обяжут вложиться в обустройство причалов, а затем он получит возможность окупить затраты в течение определенного длительного времени.

При этом вне зависимости от вариантов реализации проекта Мушкарев называет самые важные его аспекты. «Создание большой сети городских причалов позволит создать на реках здоровую конкурентную среду, упорядочить движение судов и повысить качество оказываемых пассажирам услуг, - считает глава комитета по туризму. - Однако резких движений не будет: прежде чем приступить к реализации проекта, мы намерены обсудить его детали со всеми заинтересованными сторонами, максимально учтя их интересы».

#экскурсии #рынок #преобразования

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.