Куда направится турист. Почему гости Петербурга предпочитают гостиницам съемное жилье

Отельеры города бьют тревогу: недавно руководство Российской гостиничной ассоциации отправило новое письмо на имя главы Смольного, в котором содержится просьба отсрочить до конца 2022 года введение в Петербурге туристического сбора. Они уверены, что грядущее повышение НДС, необходимость платить за передачу данных о миграционном учете и жесткая конкуренция с другими средствами размещения и без того способны затормозить развитие гостиничного рынка.

Куда направится турист. Почему гости Петербурга предпочитают гостиницам съемное жилье | ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Простой, но наглядный пример. Допустим, ваши друзья намереваются в конце ноября приехать в Петербург на пару-тройку дней. «Грузить» вас своим присутствием они не намерены, а потому готовы на время визита арендовать гостиницу или что-то еще. Правда, много платить тоже не хотят - в пределах 3 - 4 тысяч рублей в сутки. Что можно им предложить?

Поскольку в Петербурге уже не сезон, вариантов хватает. Но номер в приличной (хотя бы уровня 3 звезды) гостинице на три дня все равно обойдется им в 8 - 9 тысяч рублей. На двоих. Альтернатива - апарт-отель, где гостям запросто предложат размещение на 1 - 2 тыс. рублей дешевле. А съемное жилье вообще поможет сэкономить по-крупному. На одном из популярных интернет-ресурсов по бронированию жилья квартиру в центре Петербурга можно без проблем снять за 3 тысячи рублей в сутки. И разместить в ней во вполне комфортабельных условиях (обычно там несколько спален и санузлов) предлагают 4 - 5 гостей (а иногда - 6 - 8), в качестве бонуса обещая им бесплатную парковку и ряд дополнительных сервисов.

Это, понятно, ведет к высокому спросу. Например, продажи апартаментов (то есть номеров (квартир) в апарт-отелях) в Петербурге в первой половине нынешнего года выросли в два раза. По данным одной из профильных аналитических компаний, в первом полугодии 2018-го было реализовано 2156 апартаментов, тогда как за весь прошлый год в городе их продали около 2 тысяч, а за 2016-й - только 700. В результате в отличие от гостиничного рынка на рынке апартаментов в Петербурге наблюдается если не бум, то большой спрос. Что чувствуют и инвесторы: по статистике, только на стадии строительства в городе сейчас находится около 12,5 тыс. номеров в апарт-отелях, тогда как аналогичных в типичных гостиницах строится раз в десять меньше.

Причин тут несколько. Одна из них кроется в статусе объектов размещения. К примеру, официальный гостиничный предполагает, что отель должен пройти обязательную сертификацию и получить соответствующее количество звезд, подтверждающих его уровень. Незамедлительно передавать в уполномоченные органы информацию о миграционном учете постояльцев. Платить сборы и налоги в бюджеты всех уровней - иначе контролирующие органы (а их предостаточно) могут оштрафовать на круглую сумму.

В случае сдачи внаем частного жилья (тех же апартаментов, если это делается напрямую хозяином) многие из этих требований, по сути, отпадают. Кому, к примеру, придет в голову получать звезды для своей квартиры, пусть и постоянно сдаваемой в аренду гостям? Миграционный учет и налоги - тоже не проблема: если не сильно высовываться и не афишировать работу в качестве объекта размещения, можно годами избегать интереса со стороны контролеров.

«Квартира в центре досталась мне по наследству, и в последние два-три года я систематически сдаю ее, в основном зарубежным туристам, - рассказывает один из моих знакомых. - Объявление о возможности найма размещаю только на некоторых англоязычных интернет-ресурсах. И за все это время еще ни разу не было случая, чтобы мною заинтересовалась налоговая инспекция или кто-то еще». Что неудивительно: в квартире живут приличные люди, которые не нарушают правил поведения, а жилье и «коммуналка» оплачиваются своевременно.

Однако именно в этом настоящие отельеры и видят одну из проблем. Которая, по их оценке, способствует появлению недобросовестной конкуренции, когда одни работающие в режиме объектов размещения «номера» (фактически - квартиры и апартаменты) получают преимущества перед другими. А с учетом возможного появления в Петербурге туристического сбора, который предполагает взимание 1 - 2% стоимости размещения каждого постояльца как раз с официальных гостиниц, они только увеличатся. В этой связи представители Российского союза туриндустрии и Российской гостиничной ассоциации не исключают, что некоторое увеличение стоимости услуг отелей (а они почти наверняка переложат бремя оплаты нового сбора на постояльцев) приведет к еще большему оттоку туристов в сектор съемных апартаментов и квартир.

«Ситуацию определяет уровень реальных доходов населения, - считает Владимир Васильев, президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга. - Когда потенциальный клиент считает каждый рубль, чаще всего он выбирает, что подешевле. Если налог введут, официальные отели получат новую расходную статью, которой у их конкурентов не будет».

Причем представители турбизнеса уверены: речь должна идти именно о целевом сборе, а не о налоге, поскольку только в этом случае он будет носить четко ориентированный характер. «Поступления надо целевым образом направлять на развитие инфраструктуры туризма и рекламу Петербурга, - говорит исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Екатерина Шадская. - Ведь сам смысл появления подобных платежей заключается в изыскании дополнительных средств на развитие туризма и продвижение города».

Именно поэтому отложить появление сбора в Петербурге предлагается до конца 2022-го, когда по итогам эксперимента по введению курортного сбора должно быть принято решение, распространять ли эту практику на другие регионы РФ.

#туризм #гостиницы #отели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Куда направится турист?».


Комментарии