Куда летит майский жук?

Музей истории знаменитой петербургской школы Карла Мая, что на 14-й линии Васильевского острова, 39, отметил свое 20-летие. Выпускников школы называли «майцами», а ее символом был майский жук.

 Куда летит майский жук? | ФОТО kzwwn/shutterstock.com

ФОТО kzwwn/shutterstock.com

– Это учебное заведение было непохоже на другие: оно не только давало всестороннее образование, но и воспитывало личностей и патриотов, – отмечает создатель музея и его бессменный руководитель Никита Благово. – Основатель школы Карл Иванович Май руководствовался девизом «Сперва любить, потом учить» и принимал в школу детей всех сословий. Среди питомцев школы – сорок академиков, губернаторы восьми городов императорской России, видные деятели культуры.

В 1918 году школа стала единой трудовой. Одни воспитанники покинули Россию, другие приняли новую власть. И впоследствии тоже добивались больших высот. Недаром среди ее выпускников – восемь лауреатов Ленинской премии.

Правда, о Карле Мае при советской власти старались не вспоминать. Музей появился только в 1995 году. Именно тогда один из старейших «майцев» академик Дмитрий Лихачев торжественно открыл восстановленный барельеф майского жука над входом в здание, мемориальную доску и первую экспозицию музея. Сейчас, по словам Никиты Благово, показывают уже восьмой ее вариант, да и места она занимает в несколько раз больше, чем двадцать лет назад.

– К Дню Победы в ней появились более чем 60 фотографий учеников 6-й артиллерийской спецшколы (она тоже находилась в этих стенах), погибших во время Великой Отечественной войны. Всего же свои жизни за родину отдали 123 выпускника САШ. Самому младшему было всего 16 лет (он добавил себе возраст, чтобы попасть на фронт), самому старшему – 24 года, – рассказал Никита Благово.

Музей – любимое детище Никиты Владимировича и его коллег, большинство из которых занимаются им исключительно из любви к делу. Вход в музей бесплатный, экскурсии – тоже. Деньги на реставрацию экспонатов здесь собирают всем миром. До сих пор музей не имеет государственного статуса, финансирования, штата. Может ли так продолжаться бесконечно? Пока существование музея – результат доброй воли директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН Рафаэля Юсупова: именно это учреждение занимает сегодня здание бывшей школы Мая.

– Институту – спасибо: он оплачивает охрану, коммунальные услуги, текущий ремонт помещений, иногда помогает деньгами. Сегодня нам ничего не угрожает, но беда в том, что мы полностью зависим от благосклонности руководства этого учреждения. Мы серьезно опасаемся, что если будет другой директор института, у него могут оказаться иные взгляды на непрофильное подразделение, которое занимает часть первого этажа и не приносит никакого дохода, – беспокоится Никита Благово.

На протяжении последних лет представители музея обращались во многие инстанции, предлагали сделать его филиалом Музея-института семьи Рерихов. Поскольку в школе Мая учились пять представителей этого семейства и им посвящена отдельная экспозиция, подобное объединение вполне логично. Директор рериховского музея поддержал предложение, Юсупов тоже, представители власти давали обещания... Однако конкретного решения так и не последовало.

– В годы перестройки исчезло или пострадало немало школьных музеев, – напоминает Благово. – Каждый из них представлял историческую ценность. Мы очень опасаемся, как бы такая судьба не постигла и нас...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (5457) от 14.05.2015.


Комментарии