Куда качнулся «маятник»

По оценкам экспертов, только из Ленинградской области на работу в Петербург ежедневно отправляются до 300 тыс. человек. На самом деле величина так называемой маятниковой трудовой миграции может быть куда больше, поскольку «за длинным рублем» в город на Неве приезжают и из других регионов Северо-Запада.

Куда качнулся «маятник» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ехал недавно рано утром на маршрутке из Кингисеппа. Путь неблизкий, темно и скучно. Разговорился с соседом, молодым человеком 30 – 35 лет: оказалось, тот мотается в Петербург туда и обратно каждый рабочий день. Регулярно. Утром и вечером.

«Я бы, наверное, и не ездил, если бы мог в своем родном городе найти работу по специальности. И с тем уровнем дохода, который позволяет жить сравнительно неплохо, – откровенно признался попутчик. – Порой так хочется на все плюнуть и остаться дома. Но как только, будучи семейным человеком, трезво оценишь все за и против – получается, что ездить надо».

И привел весомые аргументы. В качестве опытного инженера-конструктора довольно узкой промышленной специализации в Петербурге он трудится на одном из крупных предприятий. Зарабатывает в месяц около 65 – 67 тыс. рублей «чистыми». «Плюс возможность пользоваться всякими льготами вроде обеда по божеской цене, отличных условий труда и полиса добровольного медицинского страхования, – делится сосед. – Даже за вычетом больших трат на транспорт в семью приношу не менее 60 тыс. рублей ежемесячно. Правда, чтобы их зарабатывать, приходится убивать в маршрутке кучу времени»...

После этого разговора с попутчиком пробую найти вакансии через Интернет. Они есть, но немного – несколько десятков. Причем это, как правило, рабочие места для специалистов сферы торговли и продаж – продавцов, менеджеров, агентов. Или не слишком привлекательные вакансии охранников, курьеров и т. д. Да и зарплата в среднем крутится около суммы 30 тыс. рублей – больше предлагают редко и в основном начальникам средней руки. Что касается рабочих мест для тех, кто по профилю прямо связан с промышленностью, то их действительно практически нет.

Из Кингисеппа в Петербург направляется лишь малая часть маятниковой рабочей силы. Люди ездят на работу в мегаполис из городков и поселков, которые находятся от него даже за сотню километров, проводя в пути в один конец и по два часа. Причем ездят не только из тех мест, где по объективным причинам работы действительно нет, но и оттуда, где по ряду профессий заработки даже выше, чем в северной столице. В Сосновом Бору, например, работники и строители атомной электростанции получают больше, чем в Петербурге. Однако те, кто не связан с этим объектом, не найдя себе применения по нужной специальности (или в поисках лучшей доли), нередко отправляются покорять город на Неве.

«Ничего негативного в явлении маятниковой трудовой миграции нет, – сказали мне в одной из рекрутинговых компаний города. – Оно характерно для всех развитых стран мира, и нередко человек, проживая в одной стране, на работу ездит в соседнюю». Причем в такой процесс вовлечены и жители Петербурга: по официальной статистике, до 50 тыс. горожан регулярно ездят на работу в ту же Ленобласть. На те предприятия, которые так и не смогли найти на месте достаточное число профессионалов.

«В условиях, когда по материальным соображениям человек не может (а подчас и не хочет) переезжать туда, где для него есть работа, вахтовая (временная или маятниковая) трудовая миграция быстро растет, – считает эксперт рынка труда Николай Рыжков. – И с точки зрения сбалансированности рынка труда это хорошо. Но рождает другие проблемы – как общественного, так и личного характера».

Другой эксперт – экономист Максим Бугаев – уверен: интенсивность маятниковой трудовой миграции зависит в основном от диспропорций в величине оплаты труда и структуре занятости. «По мере удаления от Петербурга она уменьшается, – полагает он. – И если в Тосненском, Гатчинском или Кировском районах Ленобласти доля «маятников» среди экономически активного населения составляет от 23 до 28%, то в Волховском – всего 1%». И добавляет: если там, где живет потенциальный «маятник», есть перспективное и способное его занять предприятие (такое, например, как Киришский НПЗ), это в значительной степени снижает поток местных трудовых мигрантов.

Власти регионов, кстати, относятся к трудовым мигрантам вполне лояльно. Те, кто принимает их на работу, понимают: жители Ленинградской или Новгородской областей все же предпочтительнее, чем «дальние» гастарбайтеры. Свои все-таки. А региональное руководство, хотя нередко и активно сетует на то, что, мол, северная столица «вымывает» с их рынка труда лучшие кадры (которые к тому же и налоги с доходов платят в чужой бюджет), в действительности сделать мало что может.

«Уровень работы здесь совершенно иной – в Петербурге больше общения, возможностей и перспектив, – уверен один из таких «маятников». – И как-то все, даже выполнение обыденных трудовых обязанностей, веселее идет. Когда появится возможность, обязательно перееду туда жить насовсем...»

«Знаете, что выматывает больше всего? Дорога... – рассказывает другой «маятник». – Мало того, что до города надо ехать час, так в самом Питере я трачу на то, чтобы добраться до работы, еще около часа. Два часа утром и столько же вечером. Зимой в буквальном смысле света белого не видишь, и времени на занятия спортом или общение с друзьями катастрофически не хватает. Чувствую, что деньги уже перестают быть самым важным фактором: я все больше хочу оставаться дома».

Зачем сотни тысяч жителей ближних к Петербургу регионов (да и сами питерцы) «маются», складывая проведенные в маршрутках, электричках и автомобилях часы в дни, недели и месяцы? Когда я задал такой вопрос еще одному случайному попутчику, тот долго молчал. А потом коротко ответил: «Жить хочется по-человечески...».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5637) от 05.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.