Куда зовёт завод. Чем интересен набирающий популярность промышленный туризм?
Петербург не только активно развивает собственную программу промышленного туризма, но и постепенно становится и законодателем мод в этой сфере, помогая вырабатывать в стране общие для всех «правила игры». Причем некоторые предприятия, принимающие любопытных гостей, со временем превращают экскурсии на заводы в систему работы с теми, кто потенциально может стать покупателем их продукции или сотрудником.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как рассказала директор одного из подразделений Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко, сейчас в России мероприятия в рамках системы промышленного туризма проводят уже свыше тысячи предприятий в 67 регионах. Только на портале промтуризм.онлайн (https://promtourism.online/) имеется подробная информация о более чем 150 профильных экскурсиях на предприятия самого разного рода — от тяжелой промышленности до наиболее высокотехнологичных отраслей. «Благодаря им посетители могут живьем увидеть, как варят сталь и делают шоколад, как создают произведения ювелирного искусства или мощные турбины, — говорит эксперт. — Теперь благодаря появлению новой образовательной программы по промтуризму «Открытая промышленность» направление обрело новые видение и импульс, поскольку для ее развития объединены усилия разных сторон».
Популярность «походов» на заводы и фабрики растет: на форуме «Российский промышленник» как‑то даже случился казус, когда желающих отправиться на экскурсию на производство оказалось больше, чем готовых участвовать в сессии. Причем интерес к промышленному туризму есть и со стороны зарубежных гостей: многие из приезжающих в Россию специалистов тоже не прочь увидеть, как изготавливают у нас ту или иную продукцию.
Что касается Петербурга, то начальник организационного отдела Городского туристско-информационного бюро Антон Громов сообщил, что в разных проектах промтуризма участвуют уже более трех десятков предприятий Северной столицы из самых разных отраслей. «В настоящее время в лидерах по числу посетителей такие предприятия как «Гознак», «Ленигрушка» и Императорский фарфоровый завод — речь идет о тысячах гостей, — сказал он. — При этом мы стараемся показать организаторам туризма как можно более широкий спектр открытых для приема гостей компаний». Для чего в городе для них систематически проводят ознакомительные туры на предприятия — в прошлом году их было 18, а в нынешнем — уже 9.
Совсем недавно, к примеру, специалистов ознакомили с приемными туристическими возможностями крафтовой пивоварни, действующей в стенах старейшего пивного завода Петербурга. И выяснилось, что во время экскурсии можно не только ознакомиться с традициями пивоварения, но и узнать много нового об индустриальной архитектуре нашего города конца XVIII века. Дело в том, что при реконструкции здания предприятия были сохранены старинные чугунные балки и лепнина, а также фрески, которыми покрыты стены в помещении, где настаивают особый сорт напитка. Говорят, что они выполнены по эскизам рисунков самого Иеронима Босха…
На самом деле промышленный туризм сейчас — это не только экскурсии. Да, конечно, неизменной популярностью пользуются туры на предприятия пищевой промышленности. Увидеть (а потом и попробовать), как изготавливают конфеты, мороженое или пиво, желающих предостаточно. Однако многие компании внедряют и интерактивные мастер-классы для взрослых и детей. На новой площадке Музея истории денег (он открыт в казематах западной части Кронверкской куртины Петропавловской крепости) специалисты «Гознака», в частности, воссоздали историческую технологию ручного отлива бумаги. И каждый желающий может себя попробовать в процессе, который завершается получением готового листа hand made бумаги — его можно забрать с собой. В том же направлении действуют и в музее «Аптека доктора Пеля», который фактически входит в состав крупной фармацевтической компании. Как пояснила директор музея Юлия Кабакова, «мы предлагаем экскурсантам быть не только зрителями, но и участниками процесса изготовления лекарств». «При желании они могут сами изготовить одно из простых и забрать его с собой», — поясняет она. По оценке специалистов, интерактив помогает не только лучше «погрузить» посетителей в производственные процессы предприятий, но и заинтересовать их работой в той или иной сфере.
Ведь увидев, насколько интересно может быть то или иное дело, школьники, к примеру, быстрее ориентируются в мире профессий.
Однако и здесь есть варианты: руководитель арт-пространства часового завода Екатерина Крещик полагает, что в системе промышленного туризма предприятие вполне может развиваться и с помощью специально организованной на нем площадки, нацеленной на проведение мероприятий сферы культуры. «В «Ночь заводов» мы всего за несколько часов приняли посетителей больше, чем за весь летний период, — говорит она. — В связи с тем что на самом производстве принять всех желающих не можем, стараемся максимально активно продвигать его в медийном пространстве». И созданное на заводе общественное пространство в этом деле очень помогает.
Схожий опыт привлечения событий сферы культуры есть и на других предприятиях Северной столицы. Так, минувшим летом в Петербурге состоялась целая серия концертов «Симфония заводских цехов», во время которых Губернаторский симфонический оркестр под управлением Антона Лубченко выступил на заводах «Армалит» и ОДК «Климов», а также на Средне-Невском судостроительном заводе, на «Силовых машинах» и других предприятиях нашего города.
В программе промышленного туризма с каждым годом участвует все больше желающих открыть свои двери для туристов, школьников и студентов. По мнению первого заместителя председателя городского комитета по развитию туризма Евгения Панкевича, в связи с тем что для любой компании организация экскурсий и иных активностей все же побочная деятельность, «почти всегда возникают определенные сложности». «Однако для города промышленный туризм вполне может быть дополнением к традиционному, так как это хорошая возможность постоянно привлекать гостя чем‑то новым», — считает он. И спектр предприятий-участников может быть очень широким. В частности, о желании развивать такое направление туризма заявили на «Ленфильме», где готовы показывать, как делается кино. «Потому что кино — это тоже производство», — полагает Панкевич. А интеграция промышленности и туризма позволяет расширить коллекцию впечатлений приезжающих к нам туристов, совместив культурную, деловую и познавательную части программы их пребывания.
Подтверждает интерес к направлению как со стороны предприятий, так и туристов директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семенова. «Да, это нишевый вид туризма, но сейчас в системе экономики впечатлений он становится трендом, — уверена она. — Это мощный инструмент для того, чтобы предприятие могло продвигаться на рынке, демонстрируя открытость компании и ее готовность развиваться в самых разных направлениях». По мнению Семеновой, это еще отличный и хорошо действующий инструмент воспитания подрастающего поколения. «С его помощью ребятам легко показать, что вовсе не обязательно становиться блогером или доставщиком еды на самокате — в промышленности тоже можно и работать, и хорошо зарабатывать. Это направление, которое формирует будущее», — считает она.
КСТАТИ
По данным портала «Управление производством», в минувшем году первое место среди российских предприятий по количеству посетивших их туристов занял Магнитогорский металлургический комбинат, принявший 13,6 тыс. человек. Все компании страны в 2023‑м посетили более миллиона экскурсантов.
Читайте также:
В Петербурге обсудили создание туристического кластера «Санкт-Петербург марина»
Более 12 тыс мест в глэмпингах и модульных гостиницах появятся в России до конца года
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7745) от 10.09.2024 под заголовком «Куда зовёт завод».
Комментарии