Куда едем? В Петербурге пересчитают пассажиров общественного транспорта

На остановках Петербурга в эти дни можно встретить людей в ярких жилетах, которые встречают подъезжающий транспорт и тут же делают какие-то записи в разграфленных листах на планшетах. Как пояснили корреспонденту «СПб ведомостей» в Центре транспортного планирования, по заказу этого учреждения с 9 до 31 октября в городе ведется подсчет пассажиропотоков на ключевых остановочных пунктах всех видов общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлах, а также остановках на границе Петербурга и Ленинградской области. И это не обычные замеры, которые комитет по транспорту в лице «Организатора перевозок» или КРТИ в лице Центра транспортного планирования производят ежегодно...

Куда едем? В Петербурге пересчитают пассажиров общественного транспорта | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Выбранные остановки охватывают примерно 70% всех маршрутов, всей сети общественного транспорта, – рассказывает представитель компании-подрядчика «Девелопмент Тим» руководитель проекта по обследованию транспортной сети Владимир Владимиров Ежедневно в этой работе задействованы от 70 до 120 учетчиков.

– В таком масштабе обследование пассажиропотоков всех видов наземного транспорта в городе прежде не проводилось, – говорит начальник сектора отдела информационного обеспечения Центра транспортного планирования Анна Леонова. – Фактические данные о транспортной системе Петербурга мы обновляем ежегодно. Но такого точно не было...

Будут обследованы порядка 700 остановок. Все ключевые узлы: пересадочные, доставка людей к метро, за город, стыковка с пригородными маршрутами и электричками. Каждая остановка замеряется в будний день и в выходной, в утренние и вечерние часы пик, а также в межпиковые дневные интервалы. Обращается внимание на вид и вместимость подъехавшего транспортного средства, его загруженность и на то, сколько человек вышли и сколько зашли в салон.

Стоимость работы – 11 млн рублей. За эти деньги заказчик рассчитывает получить реальную и очень подробную транспортную картину с четким пониманием фактической загруженности узлов, видением ключевых и проблемных точек и того, как автобусы, троллейбусы и трамваи справляются с пассажиропотоками, какие маршруты избыточны или дублируют друг друга, а где бортов действительно не хватает.

Как поясняют в КРТИ, по итогам этого обследования будут построены матрицы корреспонденций по временным интервалам, транспортным районам и иным ключевым показателям. Полученные данные станут исходными для обоснования всех решений по развитию общественного транспорта. В частности, они будут использоваться для разработки программы комплексного развития профильной инфраструктуры и комплексных схем организации транспортного обслуживания населения, анонсированной недавно Смольным.

При этом в КРТИ подчеркивают, что напрямую эта работа с готовящейся транспортной реформой не связана.

– Но результаты этой работы пригодятся «Организатору перевозок». Используя наши данные, он сможет внести корректировки в новую схему маршрутной сети, которую это учреждение разрабатывает, – поясняет Анна Леонова.

Старт транспортной реформы, назначенный на июль нынешнего года, из-за пандемии и связанных с нею проблем городского бюджета перенесли на пару лет, и комитет по транспорту продлил действующие договоры с перевозчиками до 16 июля 2022 года... Но что-то подсказывает: такой перенос вызван не только и не столько ковидом, сколько общей неготовностью (или как минимум недостаточной просчитанностью) проекта реформы.

Напомним, главные вопросы специалистов-транспортников, чиновников и экспертов вызвало ее ключевое звено – комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Разработчик системы – НТЦ «Измеритель», действовавший в крайне стесненных по времени и доступу к необходимым информационным ресурсам условиях, кое-что произвел, но в целом не справился со своей задачей, и контракт с ним в конце прошлого года был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Коротко говоря – оцифровать транспортную сеть города так и не удалось. Теперь же у Смольного появилась возможность запустить эту работу с начала.

Важный момент: нынешнее небывалое по масштабам обследование пассажиропотоков уточнит фактическую востребованность и реальные объемы перевозок на маршрутах в том числе коммерческого транспорта, до сих пор представляемые весьма приблизительно. Надо понимать, что эти данные могут стать для дальнейшей судьбы частных перевозчиков решающими, обосновав их деятельность и перспективы будущих контрактов.

Поскольку полного обследования всех видов наземного транспорта в рамках всего города прежде не проводилось – и опыта такого масштаба нет ни у кого, признают в КРТИ.

– Подрядчик, который выполняет эту работу, имеет опыт подсчета посетителей торговых центров, социальных объектов – схожий, но совсем другого масштаба, – считает Анна Леонова. – Поэтому у нас в программе обследования заложены пилотный, основной и резервный этапы – для уточнения и переделки каких-то моментов...

Отсутствие опыта и четкого представления о грядущих трудностях у подрядчика видно уже сейчас. На вопрос, как будет строиться социологическое исследование транспортного поведения горожан (обширную и довольно сложную анкету, на заполнение которой уходит не менее 15 минут, должны заполнить около 5 тысяч человек, ожидающих транспорт на остановке), Владимир Владимиров ответил уклончиво:

– Будем думать, как это сделать, чтобы люди были заинтересованы поделиться своим мнением, чтобы никто не отказался...

По мнению чиновников транспортной сферы, в целом маршрутная сеть наземного общественного транспорта у нас вполне себе хороша.

– Ею покрыт весь город, практически везде выдерживается норматив пешей доступности к остановкам не более 500 метров, – говорит Леонова. – То есть из любой точки, где есть жилье, вы будете идти до остановки не более полукилометра. Другое дело – привезет ли автобус с нее вас туда, куда вам надо, или только до метро? Но пустить маршруты так, чтобы это было удобно всем, в принципе невозможно...

Зато можно подстроить систему так, чтобы передвигаться по городу было быстрее и выгоднее на общественном транспорте, нежели на личном автомобиле. Анонсированное Смольным внедрение новой транспортной модели именно это и предполагает. А это значит – последовательное увеличение числа выделенных полос для автобусов и перехватывающих парковок, укорочение маршрутов и рост пересадочности (но, что важно, по одному билету!). Сверхдлинные маршруты, может, и нравятся пассажирам, но они «убивают» трафик: на них либо увеличены интервалы движения, либо требуется много автобусов, которые забьют улично-дорожную сеть, а пробки никому не выгодны, поясняют свою позицию относительно будущих изменений в КРТИ.

Между тем некоторые эксперты полагают, что общественный транспорт в Петербурге по-прежнему движется крайне медленно прежде всего из-за пробелов в управлении инфраструктурой. Например, теми же «выделенками» занимаются три ведомства (комитет по транспорту, КРТИ и комитет по информатизации и связи) вместо одного. Такое мнение на днях высказал РБК генеральный директор специализирующейся на транспортном планировании компании SIMETRA Владимир Швецов. Он считает, что на создание эффективной единой городской системы общественного транспорта нужны как минимум пять лет и реформа управления с перераспределением полномочий между комитетами Смольного. По примеру столицы, где выделенными полосами занимается департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

С 13 октября сообщения о повышении стоимости проезда обнаружили пассажиры целого ряда петербургских маршруток. Резкое одномоментное подорожание этого транспорта стало полной неожиданностью для жителей Северной столицы. Многие частные перевозчики прежде придерживались более лояльной к горожанам тарифной политики, устанавливая цены ниже стоимости разового проезда в социальных автобусах. Теперь же на ряде коммерческих маршрутов они дотянулись до верхней планки _ предельно допустимой стоимости (устанавливается комитетом по тарифной политике), то есть сравнялись в цене с социальным наземным транспортом.

Не везде повышение оказалось одинаковым. Например, в автобусах К-40, К-55, К-108, К-214, К-243, К-244, К-252А и К-278А «Третьего парка», до последнего времени возивших петербуржцев за 34 рубля, теперь просят за проезд 40. С 40 до 45 рублей выросла цена проезда на маршруте # 259 (станция метро «Озерки» – пл. Дибуны).

Больше всего маршрутов этого перевозчика подорожали всего на рубль – с 44 до 45 рублей. Это К-10, К-28, К-51, К-58, К-65, К-72, К-94, К-101, К-131, К-152, К-166, К-175, К-178, К-188, К-199, К-208, К-262, К-279, К-325 и К-379. Гораздо заметнее – с прежних 44 _ 45 рублей до предельных 50 – «Третий парк» поднял тариф на маршрутах № К-14, К-79, К-91, К91А, К-95, К-127, К-168, К-177, К-179 и К-179А, К-210, К-232, К-258, К-367 и К-373.

Подорожали услуги и других частных перевозчиков. ХТК «Питеравто», например, на рубль поднял цену проезда на маршруте К-82 (с 34 до 35 рублей), на четыре рубля (с 40 до 44 руб.) на маршрутах № К-3МЕГА и К-4МЕГА, на пять рублей (с 45 до предельных 50) – по направлениям К-6, К-53, К-191, К-118 и К-322.

#общественный транспорт #пассажиры #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6786) от 16.10.2020 под заголовком «Куда едем, граждане?».


Комментарии