Кто забыл на вокзале рога?

Кошелек. Альбом с фотографиями. Сумка с учебниками. Фонарик. Джинсы. Ладанка. Рентгеновский снимок... Как вы думаете, что объединяет все эти вещи? Разве только то, что все они в недавнем времени были забыты или потеряны на разных видах транспорта Петербурга.

Кто забыл на вокзале рога? |

В целом по городу теряют тысячи предметов в год. Только на одном Московском вокзале в месяц их насчитывают до ста. В качестве самой забываемой вещи выступают мобильный телефон и зарядное устройство. Но теряют и документы. И фотоаппараты. И даже, пардон, нижнее белье... Однако одним из наиболее любопытных экспонатов были... рога. Настоящие, оленьи, с многочисленными отростками. Кстати, никто их разыскивать не стал.

Справедливо возникает вопрос: а куда, будучи так и невостребованным, все это добро девается? Если кто смотрит популярный телевизионный канал «Дискавери», то знает – на Западе невостребованный багаж нередко продают с аукциона. Причем участвуют в этом как специализированные компании, так и сами перевозчики. Например, в прошлом году подобные аукционы впервые провели национальные авиаперевозчики Польши и Турции. А вот одна из немецких компаний организует продажу не востребованного пассажирами багажа уже 17 лет.

Однако самый большой опыт в этом деле за океаном. Наиболее крупный «чемоданный» аукцион мира работает в Майами: дважды в год местный аэропорт распродает тысячи мест багажа, выручая за это до 100 тыс. долларов. Причем от желающих купить закрытый на замок чемодан («кота в мешке») нет отбоя – многие делают это даже не для наживы, а чтобы пощекотать себе нервы. Ведь, заплатив полторы сотни баксов, порой новый владелец с разочарованием обнаруживает внутри лишь кучу грязного белья. В прямом смысле...

Но для охотников за чужим добром есть местечки и поинтереснее. В американском городке Скоттсборо (штат Алабама) работает занимающий целый квартал магазин, торгующий забытыми вещами. Ежедневно на его полках появляется около 7 тыс. новых предметов, в числе которых абсолютно все – от колец с бриллиантами до трусов. Ведь расположенный здесь центр невостребованного багажа – единственный в Америке магазин, который покупает у авиакомпаний и других перевозчиков (в т. ч. наземных) повсеместно забытое и перепродает его.

Каковы правила хранения? Перед тем как поместить предмет (не важно, большой ли это чемодан или золотое колечко) в камеру хранения или на склад забытых вещей, его тщательно проверяют с точки зрения безопасности и законности. Затем описывают. Даже содержимое, если речь идет о чем-то крупногабаритном. Не удивляйтесь, если при попытке получить свой чемодан вас спросят, что в нем находится. И само собой, что на хранение отправляют только то, что может долго лежать, – продукты, к примеру, уничтожают тут же. Что касается столов находок, то они есть на любом крупном вокзале или в аэропорту, а также у перевозчиков (например, у нашего «Пассажиравтотранса»).

Что касается сроков хранения, то единых в мире нет. Однако на практике в большинстве стран принят срок от 3 месяцев до полугода. В России, например, найденные на борту самолета вещи хранят полгода. Это же касается и невостребованного багажа. Если за это время хозяин телефона, кошелька или чемодана так и не объявляется, судьбой пропажи занимается либо компания, на территории которой она обнаружена (например, авиа-, авто- или железнодорожный перевозчик), либо владелец территории (вокзал, аэропорт и т. п.). Как записано в соответствующих правилах, «по истечении указанного срока невостребованный груз подлежит реализации в установленном законом порядке, а получатель имеет право в течение двухлетнего срока получить от перевозчика вырученные от продажи груза деньги за вычетом сумм, причитающихся перевозчику».

И если за границей земной путь сумки или чемодана действительно нередко завершается торгами «вслепую» (т. е. без возможности заглянуть внутрь), то в России такой практики пока фактически нет. У нас они утилизируются.

«При этом составляется соответствующий акт, свидетельствующий о факте невостребованности предмета, а затем его отправляют на утилизацию», – пояснили мне на Московском вокзале. Да и такая компания, как «Аэрофлот», периодически проводит тендеры на «оказание услуг по вывозу и уничтожению невостребованного багажа с истекшим сроком хранения и изъятых из него скоропортящихся продуктов». Однако как все происходит на практике, похоже, точно известно лишь непосредственным участникам процесса: после того как потерянные хозяевами вещи списывают, их след теряется на городских свалках. Во всяком случае по официальной версии.

Как сделать так, чтобы утерянная вещь все-таки нашлась? Профессионалы советуют обязательно помечать предметы для того, чтобы их можно было легче идентифицировать. А для чемоданов правило такое: фамилия, адрес и телефон (с кодом города и страны) должны быть латинскими буквами написаны сразу на двух бирках, одна из которых будет внутри, а вторая – снаружи. И не забывайте отрывать старые багажные наклейки – иначе при сортировке ваш любимый чемодан вместо Сочи может улететь в Нарьян-Мар...

Кстати, на одном из специализированных сайтов только по Петербургу в этом году было подано около 200 объявлений о потерянных и найденных вещах. В тот числе и такое. «В феврале у ТЦ «Променад» нашел золотое кольцо, похожее на обручальное: в ломбарде оценили в 12 тыс. рублей. Хочу отдать хозяину (хозяйке), услышать «спасибо» и поставить еще одну галочку в добрых делах. Выкинуть – бред. Продать – не мое. Может, бабушке в метро в стаканчик кинуть вместо десяток?».

Похоже, что и с невостребованными вещами и багажом у нас примерно та же история...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.


Комментарии