Кто срезал наши розы
Летом прошлого года Россельхознадзор ввел меры по усиленному контролю за голландскими цветами, сославшись на систематические поставки зараженных партий. С тех пор поставки из Страны тюльпанов снизились до минимума – цветы зачастую просто не могут пересечь границу по результатам фитосанитарной экспертизы. Казалось бы, российские производители должны были порадоваться и завалить рынок отечественной продукцией. К сожалению, этого не произошло.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
До вступления в силу ограничений картина выглядела следующим образом: примерно четверть всех поставлявшихся в Петербург и Ленобласть импортных срезанных цветов была голландской. 22% составляли цветы из Эквадора, 16% – из Колумбии, 10% – из Кении, а еще их везли из Испании, Италии, Израиля, Дании и даже Уганды. Всего в прошлом году в Петербург и Ленинградскую область поступило 276 миллионов цветов – более двух тысяч партий из 40 стран мира. Далее они распространяются по всей стране – когда проходят фитосанитарный контроль.
– Если при визуальном досмотре у инспектора возникают сомнения или он выявляет зараженность, партия изымается и отправляется в лабораторию, – рассказывает заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ирина Апанасова. – С августа прошлого года мы отобрали порядка тысячи образцов, и в 20% из них были обнаружены заражения. В основном два вида – западный (калифорнийский) цветочный трипс и белая ржавчина хризантем. Вся зараженная продукция – 96 тысяч штук – была уничтожена.
При этом количество цветов на рынке почти не изменилось. И хотя голландские розы или тюльпаны уже практически не купить – поставки близки к нулю, теперь пальму первенства взял Эквадор, а вовсе не отечественные производители.
По словам Дмитрия Литовского, генерального директора компании «Новая Голландия», одного из крупнейших в стране цветочных комплексов с пропиской в Сясьстрое, импортозамещению очень не хватает финансирования из федерального бюджета.
– Российское правительство не придает значения нашей отрасли. Видимо, потому, что она не стратегическая – розы не едят... – сетует Литовский. – Наша областная администрация помогает нам, но этого недостаточно. А на федеральном уровне, невзирая на многочисленные попытки, нам не удается добиться хотя бы равных условий с иностранными производителями. Не секрет, что финансовые ресурсы у нас достаточно дороги, поэтому бороться с иностранцами проблематично...
Сегодня доля российских роз на рынке – порядка 20%. Лидерство Эквадора обусловлено в основном благоприятными климатическими условиями. Но из этой далекой страны зачастую к нам прибывают премиальные, дорогие сорта. Что же касается среднего ценового сегмента, в котором находится и продукция «Новой Голландии», то в основном она представлена отечественными и африканскими производителями. И вот здесь есть где размахнуться. Тем более что лучшие в среднем сегменте цветы срезают именно в российских теплицах.
– За прошедший год мы вырастили 27 миллионов цветов вот такого внешнего вида, – Литовский демонстрирует букет модных в этом сезоне пионовидных роз. – В прошлом году защитили и рассчитываем в ближайшее время получить патент на первый сорт собственной селекции. По среднему ценовому сегменту, я говорю именно о розах, мы способны в значительной степени заместить импортную продукцию. Многие тепличные комплексы сегодня загружены не полностью. К тому же у наших цветов есть определенные преимущества: отечественная роза свежая, она пахнет примерно неделю после срезки, большинство российских поставщиков используют не химическую, а биологическую защиту растений. Наши розы чистые – мы не используем каких-либо гормонов и жестких консервантов.
Сетует бизнесмен и на отсутствие налаженной логистики, благодаря которой потребитель мог бы покупать действительно свежие цветы. Сегодня путь цветка из теплицы до торговой точки занимает порядка 10, а то и больше дней. Хотя жизнь цветка коротка – всего 12 – 14 дней, а по капризности его вполне можно сравнить с молоком.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5656) от 09.03.2016.
Комментарии