Кто прошел через рамку

Взрыв в метро вчера потряс Петербург. Днем, около 14.40, ударная волна разнесла вагон поезда на синей ветке на перегоне «Сенная площадь» - «Технологический институт». К несчастью, чрезвычайное происшествие привело к многочисленным жертвам.

Кто прошел через рамку | Вчера у станции метро «Технологический институт». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вчера у станции метро «Технологический институт». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Для спасения людей власти города создали оперативный штаб по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий катастрофы. Была организована эвакуация людей, закрыли на вход и выход 10 станций синей ветки, а потом и весь метрополитен. В первые часы после ЧП следственные органы заявили о том, что рассматриваются все версии - от теракта до бытового происшествия. Позднее было заявлено определенно: взрыв признан терактом.

По трагическому совпадению, именно с начала этого года в ГУП «Петербургский метрополитен» объявили, что они полностью, на всех станциях, включают в действие рамки металло- и взрывоискателей, и каждый пассажир теперь обязан через них проходить. Как мы теперь понимаем, эта мера не помогла предотвратить катастрофу. И надо разобраться, почему? Ведь именно эти рамки, за которые заплачено из бюджета города, то есть петербуржцами, десятки миллионов рублей, должны были обезопасить проезд пассажиров подземки.

Следственным органам предстоит выяснить, насколько эффективны металлоискатели, установленные на входах станций петербургского метро. Поставку оборудования для него по заказу городского комитета по транспорту осуществляла московская фирма ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»). Согласно поисковику «Картотека.ру», генеральный директор и соучредитель ЗАО - Дмитрий Басов, внесший в 2007 году 5 тысяч рублей уставного капитала. Другой соучредитель фирмы - Александр Житов, который пополнил уставной вклад на те же 5 тысяч рублей.

Контракт на поставку 325 металлоискателей был заключен в 2015 году на сумму 59 миллионов 556 тысяч рублей. На выбор исполнителя заказа петербургскими чиновниками следственные органы тоже обязаны будут обратить внимание. До этого ЗАО «СНТ» уже поставляло аналогичное оборудование для нижегородской подземки, и к детекторам были претензии в связи с тем, что они, как следует из материалов арбитражного суда, «неверно указывают зоны проноса тест-объекта, происходят ложные срабатывания».

Тем не менее уже в начале 2016 года на всех 67 станциях петербургского метро появились рамки, через которые должны были проходить все пассажиры подземки. Ключевое слово здесь «должны». На самом деле, хотя на некоторых станциях металлодетекторы даже сверкали зелеными огоньками, большинство пассажиров совершенно свободно обходили установленное оборудование.

После нескольких месяцев подобной эксплуатации при встрече на одном из совещаний с генеральным директором ГУП «Петербургский метрополитен» Владимиром Гарюгиным автор этих строк поинтересовался, почему же не работает установленное оборудование. Начальник метрополитена заявил что-то об опытной эксплуатации, по сути, отмахнулся от журналиста как от назойливой мухи. Видимо, такой вопрос ему задавали уже не первый раз.

Во второй половине 2016 года наша газета еще раз обратилась в метрополитен с просьбой прокомментировать, почему не используются в должной мере установленные металлодетекторы. Ответ был, что оборудование работает, но проверяют пассажиров пока выборочно работники службы безопасности метро.

И вот с начала 2017-го проходить через рамки вроде бы обязали практически всех пассажиров. Тем не менее и до вчерашнего дня на ряде станций их можно было свободно обойти. Хотя на большинстве станций поток пассажиров двигался уже через детекторы. Но как-то не приходилось замечать, чтобы людей, проходящих через детекторы, останавливали, лично мне не довелось этого заметить ни разу. Неужели никто не провозит в метро, скажем, садовое оборудование или просто кухонные ножи?

Вместе с тем у каждого комплекта металлоискателей при входе в метро оборудована калитка для прохода людей с кардиостимуляторами (КС), сердечникам с этими приборами контакт с рамками металлоискателей противопоказан. Приходится обходить их и мне, как человеку с КС под кожей. При этом ни разу никто не поинтересовался, есть ли у меня специальная карта, которую обязан показывать в этих случаях пациент с КС. Верили на слово, что для обеспечения безопасности, наверное, не лучший вариант. И никто не проводил ручного досмотра вещей, как положено это делать в подобных случаях.

Рассказ обо всех этих нюансах работы станций метро, разумеется, не «поиски ведьм». Даже если взрывное устройство было пронесено каким-то другим способом, нужно думать уже, как в будущем обеспечить безопасность пассажиров. И вопрос об эффективности установки и эксплуатации оборудования, на покупку которого сделаны многомиллионные затраты из кармана петербуржцев, в дальнейшем станет еще более актуален.

Конечно, пронос террористического взрывного устройства или чего-то бытового, но тоже взрывного через металлоискатели на входе станций лишь одна из версий, хотя и крайне актуальная. Руководству ГУП «Петербургский метрополитен» и силовых структур, обеспечивающих безопасность пассажиров подземки, придется подумать и о том, как предотвращать несанкционированные проходы в тоннели метро, что еще случаются.

И о том, как обеспечивается безопасность поездов подземки при их ремонтах и при отстое в подземных депо. Это еще одна тема, которой тоже интересовалась наша газета. Но на все вопросы, обращенные к ГУП «Петербургский метрополитен», нам отвечали: «Все, что связано с обеспечением безопасности метро, мы не комментируем». Отметим: подобная закрытость еще никогда не повышала уровень безопасности. Скорее, наоборот.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...