Кто окраину вывезет?

Если оглянуться на статистику прошедшего 2016-го, наш городской транспорт большой молодец - отработал планово, без серьезных ЧП и сбоев, многое приобрел и заметно обновился. Но вот в средне- и долгосрочной перспективе все выглядит не так оптимистично: год от года в Петербурге снижается средняя скорость движения наземного общественного транспорта. Коэффициент использования личных авто в среднем - 1,5 пассажира на борту за одну поездку.

Кто окраину вывезет? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пересадить горожан из своих машин на автобусы (троллейбусы, трамваи, метро) мечтают власти любого мегаполиса мира. Получается не у всех. Чаще мы видим другое развитие событий: забитые еле ползущими машинами дороги, загазованность плюс нервы и массовые опоздания, а затем и мертвые пробки - транспортный коллапс.

- У нас в расписании эксплуатационная скорость автобуса 14,5 км/ч, реально - 13,8, - говорит директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин. - Кажется, небольшая разница. Но даже такое вроде бы незначительное отклонение от плановой скорости приводит к существенному невыполнению плана рейсов и увеличению фактических интервалов движения по маршруту, в пиковые периоды - практически вдвое.

Чтобы сделать общественный транспорт более удобным для горожан, нужно не просто остановить снижение его скорости, но и кардинально увеличить ее. Инструменты известны: выделенные полосы, платные и перехватывающие парковки, а в стратегическом плане - грамотное территориальное планирование, подразумевающее не только строительство жилья в новых районах, но и создание здесь же рабочих мест.

Немало резервов и внутри самой транспортной системы, говорят специалисты отрасли. Впрочем, некоторые из них отмечают как раз отсутствие системного подхода к выстраиванию маршрутов в Петербурге, особенно от окраинных жилых массивов. Необеспеченность транспортом больших «спальных» районов, провоцирующая появление в городе огромного количества дополнительных личных машин, власти компенсируют, организуя подвоз собранных «по околицам» пассажиров к не слишком, признаем, развитому (а в последнее время еще и подверженному периодическим «параличам» из-за забытых на станциях вещей) петербургскому метро.

Так кто вывезет население быстрорастущих окраин? И в какой вид пассажирских перевозок стоит прежде всего вкладывать средства, чтобы добиться прорыва и создать эффективную и удобную для горожан транспортную систему?

В истории Ленинграда - Петербурга случались расцветы одних видов транспорта (например, трамвая), упадки с сокращением сети, а потом вдруг вновь - признанием его неоспоримых достоинств, как это происходит сейчас. Преимущества электротранспорта - в его экологичности и безопасности, из-за чего он лучше всего подходит для большого города. Зато он не слишком-то разворотлив. И организовать новый маршрут куда сложнее и дороже, чем закрыть. Поэтому каждая новая трасса «рогатых» - событие для Петербурга. В августе 2016-го заработал новый троллейбусный маршрут № 44 протяженностью 13,6 км, соединивший Красносельский, Кировский и Московский районы. На пути его следования расположены четыре станции двух линий метро - Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской (и, кстати, эксплуатационная скорость 44-го троллейбуса неплохая - 15,5 км/час).

В прошедшем году был также восстановлен исторический маршрут трамвая № 3. Пока не слишком удачно, поскольку ходит он порой с двухчасовыми интервалами. Впрочем, схему движения планируют в будущем изменить в пользу рельсового транспорта. К Кубку конфедераций по футболу заработают выделенные полосы для трамваев, которым предстоит подвозить болельщиков к станциям метро «Старая Деревня» и «Черная речка», а значит, существенно увеличится скорость.

Совершенно новых троллейбусно-трамвайных маршрутов в 2017-м нам пока не обещают - слишком долго и дорого тянуть контактную сеть и класть рельсы. А вот вернуть старые могут: в комитете по транспорту сообщили, что пока проводится тщательный анализ имеющейся и не используемой инфраструктуры. «Часть контактной сети и рельсов у нас не используется, - отметил председатель комитета по транспорту Александр Головин. - Будем смотреть, можно ли их снова вовлечь в работу».

В день троллейбусы и трамваи перевозят около 900 тыс. человек, за год - 325,4 млн. В 2016-м машинами «Горэлектротранса» (ГЭТ) перевезено на 4,8% больше горожан, чем в прошлые годы.

Примерно столько же пассажиров на счету «Пассажиравтотранса», чьи автобусы сейчас курсируют по 152 маршрутам. И у этого перевозчика в 2016-м зафиксировано увеличение пассажиропотока более чем на 10%. Главным образом за счет мобильности: «Пассажиравтотранс» при необходимости усиливал маршруты, продлевал (до «Балтийской жемчужины», «Славянки», «Северной долины», Ломоносова и Кронштадта), а также вводил временные на период закрытия станций метро.

А вот самый быстрый и надежный вид общественного транспорта, считающийся главным для мегаполиса, - метро - с 2009 года ежегодно регистрирует снижение пассажиропотока на 1 - 3% (в 2015-м перевезено 741,7 млн человек).

- Эта тенденция наблюдается не только в Петербурге, но и во всех городах, где есть подземка, - объясняет начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин. - Думаю, потому, что качество перевозок на наземном транспорте улучшилось. Кроме того, нам приходится надолго закрывать станции на ремонт, после чего не все пассажиры возвращаются в метро, приспособившись ездить на автобусах, троллейбусах и трамваях.

Возможно, что и так. Только гораздо убедительнее выглядит другое объяснение: пассажиропотоки подземки не увеличиваются из-за того, что она сама не поспевает за растущим городом (в отличие, скажем, от Москвы, где за год открывается полтора десятка новых станций).

Хотя и наш метрополитен старается обновляться. К чемпионату мира по футболу-2018 вся Невско-Василеостровская линия будет полностью оснащена составами нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями (законтрактовано 328 вагонов). При этом требуется реконструкция энергосетевого хозяйства: тяговые характеристики у таких вагонов отличаются от обычных, и если одновременно выпустить их на действующую линию, будет «выбивать» защиту. На сегодня у Петербургского метрополитена около 10% парка - вагоны нового поколения (в эксплуатации находится 138 вагонов на третьей линии и 24 - на первой), но 70% подвижного состава плановый ресурс уже исчерпало. В 2016-м на счету у подземки две отремонтированные станции - «Василеостровская» и «Елизаровская», в планах на 2017-й - «Лесная» и далее - другие станции красной ветки.

Реконструкции и модернизации, конечно, нужны метрополитену, которому в 2016-м исполнился 61 год. Но они, увы, мало что улучшат в жизни обитателей окраинных новостроек. А вот наземный транспорт может, в том числе и электрический.

В нынешнем году в петербургскую моду явно войдут «гибриды». «Горэлектротранс» закупит и пустит в дело троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые успешно тестировались в 2016-м: там, где есть контактная сеть, машина заряжает аккумуляторы, а где закончится - отцепится и поедет сама по себе, обслуживая «спальные» районы. «Пассажиравтотранс» порадует жителей города столь же экологичными электробусами (испытания первого на маршруте № 9 проходили до 10 января 2017-го).

Кроме того, ГЭТ обещает внедрить множество полезных и приятных инноваций. Например, безызоляционные пересечения, позволяющие при остановке трамвая или троллейбуса легко освободить дорогу, - такие появятся на 31 оживленном перекрестке города. Синтетическая подвесная система, разработанная петербургскими компаниями «Петропласт», «Транстек» и «Ирис» и уже испытанная на пр. Космонавтов, практически не видна на фоне неба, проста в монтаже-демонтаже и в несколько раз легче традиционных. Полимерная управляемая сходная троллейбусная стрелка от того же «Ириса» позволяет проходить поворот на скорости 30 км/ч, а не на десяти. Пружинный компенсатор повысит надежность контактной сети...

А для граждан существенным «бонусом от заведения» в 2017 году станет бесплатный Wi-Fi в автобусах (нам также обещают зарядные устройства с USB-разъемами для гаджетов), троллейбусах и метро.

В прошедшем году на пяти автобусных маршрутах (№ 3, 6, 7, 22 и 46) заработал сервис аудиогидов «Культурный маршрут», позволяющий прослушать экскурсию по ходу движения автобуса с помощью QR-кода и бесплатного приложения для смартфонов (в одну сторону - один текст, в другую - другой, в соответствии с тем, что видно за окном). Пока «Маршрут» говорит только на русском, в 2017-м добавится английский, а в дальнейшем «линейку» расширят до 8 - 9 языков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.


Комментарии