Кто окраину вывезет?

Если оглянуться на статистику прошедшего 2016-го, наш городской транспорт большой молодец - отработал планово, без серьезных ЧП и сбоев, многое приобрел и заметно обновился. Но вот в средне- и долгосрочной перспективе все выглядит не так оптимистично: год от года в Петербурге снижается средняя скорость движения наземного общественного транспорта. Коэффициент использования личных авто в среднем - 1,5 пассажира на борту за одну поездку.

Кто окраину вывезет? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пересадить горожан из своих машин на автобусы (троллейбусы, трамваи, метро) мечтают власти любого мегаполиса мира. Получается не у всех. Чаще мы видим другое развитие событий: забитые еле ползущими машинами дороги, загазованность плюс нервы и массовые опоздания, а затем и мертвые пробки - транспортный коллапс.

- У нас в расписании эксплуатационная скорость автобуса 14,5 км/ч, реально - 13,8, - говорит директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин. - Кажется, небольшая разница. Но даже такое вроде бы незначительное отклонение от плановой скорости приводит к существенному невыполнению плана рейсов и увеличению фактических интервалов движения по маршруту, в пиковые периоды - практически вдвое.

Чтобы сделать общественный транспорт более удобным для горожан, нужно не просто остановить снижение его скорости, но и кардинально увеличить ее. Инструменты известны: выделенные полосы, платные и перехватывающие парковки, а в стратегическом плане - грамотное территориальное планирование, подразумевающее не только строительство жилья в новых районах, но и создание здесь же рабочих мест.

Немало резервов и внутри самой транспортной системы, говорят специалисты отрасли. Впрочем, некоторые из них отмечают как раз отсутствие системного подхода к выстраиванию маршрутов в Петербурге, особенно от окраинных жилых массивов. Необеспеченность транспортом больших «спальных» районов, провоцирующая появление в городе огромного количества дополнительных личных машин, власти компенсируют, организуя подвоз собранных «по околицам» пассажиров к не слишком, признаем, развитому (а в последнее время еще и подверженному периодическим «параличам» из-за забытых на станциях вещей) петербургскому метро.

Так кто вывезет население быстрорастущих окраин? И в какой вид пассажирских перевозок стоит прежде всего вкладывать средства, чтобы добиться прорыва и создать эффективную и удобную для горожан транспортную систему?

В истории Ленинграда - Петербурга случались расцветы одних видов транспорта (например, трамвая), упадки с сокращением сети, а потом вдруг вновь - признанием его неоспоримых достоинств, как это происходит сейчас. Преимущества электротранспорта - в его экологичности и безопасности, из-за чего он лучше всего подходит для большого города. Зато он не слишком-то разворотлив. И организовать новый маршрут куда сложнее и дороже, чем закрыть. Поэтому каждая новая трасса «рогатых» - событие для Петербурга. В августе 2016-го заработал новый троллейбусный маршрут № 44 протяженностью 13,6 км, соединивший Красносельский, Кировский и Московский районы. На пути его следования расположены четыре станции двух линий метро - Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской (и, кстати, эксплуатационная скорость 44-го троллейбуса неплохая - 15,5 км/час).

В прошедшем году был также восстановлен исторический маршрут трамвая № 3. Пока не слишком удачно, поскольку ходит он порой с двухчасовыми интервалами. Впрочем, схему движения планируют в будущем изменить в пользу рельсового транспорта. К Кубку конфедераций по футболу заработают выделенные полосы для трамваев, которым предстоит подвозить болельщиков к станциям метро «Старая Деревня» и «Черная речка», а значит, существенно увеличится скорость.

Совершенно новых троллейбусно-трамвайных маршрутов в 2017-м нам пока не обещают - слишком долго и дорого тянуть контактную сеть и класть рельсы. А вот вернуть старые могут: в комитете по транспорту сообщили, что пока проводится тщательный анализ имеющейся и не используемой инфраструктуры. «Часть контактной сети и рельсов у нас не используется, - отметил председатель комитета по транспорту Александр Головин. - Будем смотреть, можно ли их снова вовлечь в работу».

В день троллейбусы и трамваи перевозят около 900 тыс. человек, за год - 325,4 млн. В 2016-м машинами «Горэлектротранса» (ГЭТ) перевезено на 4,8% больше горожан, чем в прошлые годы.

Примерно столько же пассажиров на счету «Пассажиравтотранса», чьи автобусы сейчас курсируют по 152 маршрутам. И у этого перевозчика в 2016-м зафиксировано увеличение пассажиропотока более чем на 10%. Главным образом за счет мобильности: «Пассажиравтотранс» при необходимости усиливал маршруты, продлевал (до «Балтийской жемчужины», «Славянки», «Северной долины», Ломоносова и Кронштадта), а также вводил временные на период закрытия станций метро.

А вот самый быстрый и надежный вид общественного транспорта, считающийся главным для мегаполиса, - метро - с 2009 года ежегодно регистрирует снижение пассажиропотока на 1 - 3% (в 2015-м перевезено 741,7 млн человек).

- Эта тенденция наблюдается не только в Петербурге, но и во всех городах, где есть подземка, - объясняет начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин. - Думаю, потому, что качество перевозок на наземном транспорте улучшилось. Кроме того, нам приходится надолго закрывать станции на ремонт, после чего не все пассажиры возвращаются в метро, приспособившись ездить на автобусах, троллейбусах и трамваях.

Возможно, что и так. Только гораздо убедительнее выглядит другое объяснение: пассажиропотоки подземки не увеличиваются из-за того, что она сама не поспевает за растущим городом (в отличие, скажем, от Москвы, где за год открывается полтора десятка новых станций).

Хотя и наш метрополитен старается обновляться. К чемпионату мира по футболу-2018 вся Невско-Василеостровская линия будет полностью оснащена составами нового поколения с асинхронными тяговыми двигателями (законтрактовано 328 вагонов). При этом требуется реконструкция энергосетевого хозяйства: тяговые характеристики у таких вагонов отличаются от обычных, и если одновременно выпустить их на действующую линию, будет «выбивать» защиту. На сегодня у Петербургского метрополитена около 10% парка - вагоны нового поколения (в эксплуатации находится 138 вагонов на третьей линии и 24 - на первой), но 70% подвижного состава плановый ресурс уже исчерпало. В 2016-м на счету у подземки две отремонтированные станции - «Василеостровская» и «Елизаровская», в планах на 2017-й - «Лесная» и далее - другие станции красной ветки.

Реконструкции и модернизации, конечно, нужны метрополитену, которому в 2016-м исполнился 61 год. Но они, увы, мало что улучшат в жизни обитателей окраинных новостроек. А вот наземный транспорт может, в том числе и электрический.

В нынешнем году в петербургскую моду явно войдут «гибриды». «Горэлектротранс» закупит и пустит в дело троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые успешно тестировались в 2016-м: там, где есть контактная сеть, машина заряжает аккумуляторы, а где закончится - отцепится и поедет сама по себе, обслуживая «спальные» районы. «Пассажиравтотранс» порадует жителей города столь же экологичными электробусами (испытания первого на маршруте № 9 проходили до 10 января 2017-го).

Кроме того, ГЭТ обещает внедрить множество полезных и приятных инноваций. Например, безызоляционные пересечения, позволяющие при остановке трамвая или троллейбуса легко освободить дорогу, - такие появятся на 31 оживленном перекрестке города. Синтетическая подвесная система, разработанная петербургскими компаниями «Петропласт», «Транстек» и «Ирис» и уже испытанная на пр. Космонавтов, практически не видна на фоне неба, проста в монтаже-демонтаже и в несколько раз легче традиционных. Полимерная управляемая сходная троллейбусная стрелка от того же «Ириса» позволяет проходить поворот на скорости 30 км/ч, а не на десяти. Пружинный компенсатор повысит надежность контактной сети...

А для граждан существенным «бонусом от заведения» в 2017 году станет бесплатный Wi-Fi в автобусах (нам также обещают зарядные устройства с USB-разъемами для гаджетов), троллейбусах и метро.

В прошедшем году на пяти автобусных маршрутах (№ 3, 6, 7, 22 и 46) заработал сервис аудиогидов «Культурный маршрут», позволяющий прослушать экскурсию по ходу движения автобуса с помощью QR-кода и бесплатного приложения для смартфонов (в одну сторону - один текст, в другую - другой, в соответствии с тем, что видно за окном). Пока «Маршрут» говорит только на русском, в 2017-м добавится английский, а в дальнейшем «линейку» расширят до 8 - 9 языков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.