Кто вас сюда построил?

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение, которое, возможно, надолго отвратит граждан, не желающих терпеть шум, от попыток защитить свои права.

Кто вас сюда построил? | Установка шумозащитных экранов при строительстве автотрасс давно стала обычным делом. А вот людям, живущим у железных дорог, похоже, таких благ не дождаться.ФОТО А. М. НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Установка шумозащитных экранов при строительстве автотрасс давно стала обычным делом. А вот людям, живущим у железных дорог, похоже, таких благ не дождаться.ФОТО А. М. НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

В ушедшем году группа граждан из поселка Понтонный, живущих на улице Александра Товпеко, обратились в Роспотребнадзор с жалобой на постоянный изнуряющий шум. Улица Товпеко действительно протянулась параллельно пригородной ветке Октябрьской железной дороги. Их разделяют считанные метры.

Эксперты провели замеры, которые показали существенное превышение уровня шума, допустимого гигиеническими нормативами для жилых помещений. Роспотребнадзор, надо отдать ему должное, практически довел дело до конца - в пределах своей компетенции и возможности. ОАО «Российские железные дороги» получило от него предписание разработать и выполнить мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия. Предполагалось, что РЖД, как компания не бедная, могла бы установить защитные противошумовые экраны, какие давно уже стали обыденным делом.

Однако железнодорожное ведомство предпочло опротестовать предписание Роспотребнадзора в арбитражном суде. Юридическая позиция РЖД сводилась к тому, что при строительстве домов на улице Александра Товпеко были нарушены строительные нормы и правила. И нарушили их отнюдь не железнодорожники, поскольку железная дорога появилась раньше, нежели жилые дома рядом с ней.

Это правда. Градостроительные правила предусматривают, что жилищное строительство можно вести не ближе чем в ста метрах от железной дороги. Это расстояние именуется санитарно-защитной зоной. Эти требования были установлены еще в 1962 году в документах Министерства путей сообщения СССР. Затем норма в том же виде повторилась в министерских инструкциях и правилах 1966 года, потом - 1989-го, потом - 1997-го. Между тем дом, в котором спецы Роспотребнадзора замеряли уровень шума, находится в 31 метре от дороги.

Эти соображения юристы РЖД изложили в суде. И суд согласился с их доводами. В решении суда указано, что нормы, на которые Роспотребнадзор опирался, выдавая предписание, распространяются только на вновь строящиеся или реконструируемые объекты. Тогда как сама железнодорожная линия в поселке Понтонный эксплуатируется с 1905 года, а жилые дома в непосредственной близости были построены с 1952-го по 1963 год.

«В законодательстве отсутствует обязанность по установке санитарно-защитной зоны и проведения шумозащитных мероприятий для действовавших на дату ввода указанных правил промышленных объектов», - констатировал арбитражный суд, признав предписание недействительным.

В последние годы суды все чаще рассматривают дела о шуме. И, как видно из приведенного примера, далеко не всегда суды склонны вставать на сторону граждан. В то же время еще в июле прошлого года Верховный суд России пришел к выводу, что жилье, не отвечающее санитарно-эпидемическим требованиям и гигиеническим нормативам, должно признаваться непригодным для проживания и расселяться.

#Арбитражный суд #шум #защита

Комментарии