Кто бредит мета-брендом?

Туристический логотип Петербурга задумали создать в Смольном. В общем-то, дело хорошее. Хотя у города достаточно визитных карточек - от «Медного всадника» до кораблика на шпиле Адмиралтейства, еще одна, с уклоном на туризм, не помешает. Возможно, хотели, как лучше, однако получилось, как всегда: управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) конкурс приостановило.

Кто бредит мета-брендом? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Надо отметить сразу, что история создания туристического логотипа города, что называется, «с бородой». Еще в 2014 году комитетом по развитию туризма Петербурга за 1 рубль без конкурса были выкуплены туристические логотипы для Петербурга у студии Артемия Лебедева. Они вызвали массу негативных откликов, что нашло отражение в СМИ. После критических публикаций в «Санкт-Петербургских ведомостях» скандальный контракт был отменен УФАС из-за нарушения законодательства о конкуренции. Летом нынешнего года эти логотипы утратили официальный статус.

Дизайнерское сообщество города, художники, графики ожидали открытого конкурса на лучший туристический бренд города. И дело не в деньгах. Какой студии, какому художнику было бы не лестно, чтобы их произведение представляло Петербург перед разноязычными путешественниками как один из самых привлекательных туристических мегаполисов мира!

И конкурс объявили. Удивил не только стремительный рост контрактной стоимости - от 1 рубля в 2014 году до 8,2 миллиона в сентябре 2018-го. Вместо конкретной задачи по разработке наиболее достойного туристического логотипа и слоганов, работающих на имидж города, участникам конкурса предложили разработать «платформу, архитектуру, коммуникационную стратегию мета-бренда», а также «концепцию, структуру, систему идентификации, бизнес-план по управлению мета-брендом». Создается впечатление, что заказчик - комитет по развитию туризма - постарался вместить в наименование государственной закупки максимум неопределенных бизнес-терминов и неконкретных понятий. Возможно, для того чтобы оправдать высокую стоимость закупки.

При этом в техническом задании объемом более 20 страниц сформулированы требования, с одной стороны, мало чем обеспечивающие качество работ, но зато, с другой стороны, неподъемные для большинства дизайнерских студий и тем более индивидуальных графиков, художников, творческих работников. За менее чем два месяца (срок выполнения контракта - 20 декабря 2018 года) на каждом из десяти (!) этапов от исполнителя требуются подготовка отчетов от 10 до 30 страниц, десятки слайдов, проведение стратегических сессий из 50 чиновников и экспертов, организация исследования на фокус-группах, предоставление «мета-бренда» на анализ не менее 80 экспертам, при этом из них 50% должны быть от Российской Федерации, 25% - из стран ближнего зарубежья, 25% представителей дальнего зарубежья.

Непреодолимым препятствием на участие в конкурсе для большинства петербургских студий стал и завышенный квалификационный барьер - минимум один контракт на разработку бренда территории и коммуникационной стратегии по продвижению бренда от 8 миллионов рублей.

Сложность и запутанность технического задания, особые условия его реализации невольно наводят на мысль, что разработано оно специально под какую-то крупную рекламно-маркетинговую фирму. Неудивительно, что такой заказ на государственную закупку вызвал негативную реакцию у дизайнерского сообщества и в СМИ.

- Представительство Ассоциации коммуникационных агентств России в Петербурге обратилось в Федеральную антимонопольную службу с письмом, где говорится о многочисленных нарушениях по проведению этого конкурса. Думаю, что подобный так называемый открытый конкурс не пройдет. От себя отмечу, что проведение такого конкурса - полная чушь. Надо было, напротив, создать условия для привлечения всех творческих сил города, а не выстраивать многомиллионные барьеры. На проведение же кампании по продвижению бренда, заложенной в нынешних условиях конкурса, лучше провести отдельный тендер, - поделился своим мнением с нашей газетой генеральный директор коммуникационного агентства Generation Brand and Communications Борис Григорьев.

Наша газета также обратилась в комитет по развитию туризма Петербурга с письмом о неприемлемых условиях проведения конкурса и задала принципиальные, на наш взгляд, вопросы. Какие творческие силы комитет, как заказчик государственной услуги, предполагал привлечь для участия в конкурсе? Чем обусловлено включение в техническое задание условий, практически невыполнимых для большинства творческих коллективов и индивидуальных художников Петербурга? На данный момент ответа мы не получили.

Подведение итогов тендера должно было состояться в пятницу, 19 октября. Однако, что было ожидаемо, УФАС приостановило конкурс. Рассмотрение дела назначено на 23 октября. При этом в Ассоциации коммуникационных агентств отмечают, что на срок выполнения всех десяти этапов работ у подрядчика остается менее двух месяцев, что неминуемо приведет к срыву срока выполнения контракта. Если, конечно, он не «заточен» под одного, уже оговоренного, участника конкурса. Редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» продолжает следить за развитием событий.

#конкурс #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком «Кто бредит мета-брендом?».


Комментарии