Раскрыта тайна вырезанных «таблеток» на асфальте Петербурга

Интереснейшее дело - читать город: знать, что означают отметки на зданиях, надписи на люках и трубах, все эти таблички и стрелочки, указывающие куда-то под землю или вверх. Множество знаков говорят специалистам, в какой стороне и на каком расстоянии находится электрокабель, канализационный люк, когда будет снесено то или это дерево, и еще много-много сугубо хозяйственной информации. Непосвященные не замечают этих «тайных» знаков города.

Раскрыта тайна вырезанных «таблеток» на асфальте Петербурга | Ежедневно в дорожную лабораторию привозят десятки образцов асфальта разных производителей. ФОТО АВТОРА

Ежедневно в дорожную лабораторию привозят десятки образцов асфальта разных производителей. ФОТО АВТОРА

Вот круги на асфальте. Аккуратные «дырки» размером с тарелку, по 3 - 4 в ряд. Пешеходы пробегают мимо и даже не догадываются, что асфальт у них под ногами прошел экспертизу в специализированной дорожной лаборатории. А круги - это места отбора проб. Совсем как следы от прививок на предплечье.

Агрегат именуется керноотборником. С его помощью из дорожного покрытия выпиливают круглый образец - керн, похожий на циклопическую черную таблетку с серыми вкраплениями гравия. Эту «таблетку» в лаборатории будут трясти, нагревать, брать на излом, выжимать и крошить, оценивая плотность асфальта и его структуру. Затем последует вывод: соблюдались ли при строительстве или ремонте технологии, соответствует ли дорожное полотно проекту.

Здесь, в лаборатории Центра комплексного благоустройства, испытывают дорожное покрытие; проверяют асфальтобетонные смеси местных производителей; готовят и собственные предложения.

Вопрос на злобу дня: как ведут себя петербургские дороги в условиях жаркой погоды? Специалисты лаборатории отвечают однозначно: дорожное покрытие с честью противостоит зною, высокие температуры не вызвали деформаций.

- Здесь самое главное — какую температуру в состоянии выдержать вяжущая составляющая асфальтовой смеси, - поясняет руководитель лаборатории Алевтина Масюк. - Обычный битум размягчается при температуре асфальта 47 - 49 градусов, модифицированный - при 60 с небольшим градусах, а полимерная вяжущая - при 90 градусах. Мы испытывали модифицированный битум при высоких температурах. Оборудование позволило смоделировать ситуацию, когда при 60-градусном нагреве под лучами солнца по асфальту проехали 8 тысяч автомобилей. Смеси, на которых появились колеи, не рекомендовано было использовать в строительстве и ремонте.

Сразу в памяти всплыли совсем другие примеры: волнообразный от колейности Невский проспект (лет 5 - 7 назад пешеходы даже спотыкались, а уж эмоции водителей и вовсе зашкаливали). Ныне похожие валы можно встретить, к примеру, на Гамбургской площади во Фрунзенском районе. Глубокие колеи идут по проспекту Славы, а тот, кто пересекает его по Софийской улице, испытывает непередаваемые ощущения. Разумеется, вопрос к строителям и ремонтникам.

Со своей стороны Алевтина Масюк рассказала о некоторых проблемах Невского проспекта, которые (надо надеяться) остались в прошлом. Ученые лаборатории подготовили свои рекомендации по использованию усовершенствованного битума. И во время последнего ремонта проспекта (весной этого года) многие из них были учтены... Впрочем, в лаборатории не смогли ответить на вопрос, на сколько хватит нового дорожного покрытия на Невском.

- Все вопросы нужно рассматривать в комплексе, - заметила Масюк. - Температура, нагрузка на дорогу, интенсивность движения... Вот у нас сделали прекрасную качественную кольцевую. Рассчитывали, что к 2017 году в сутки по ней будут проходить 156 тысяч машин, а по КАД уже сейчас ходит больше 225 тысяч в сутки. Результат - необходимость более раннего ремонта.

От слов «сделали прекрасную дорогу» становится как-то не по себе. Россияне, кажется, с колыбели помнят поговорку про дураков и дороги. А вот Алевтина Масюк, рассказывая о городских магистралях, то и дело подчеркивает, что при их строительстве и ремонте используют по-настоящему качественные материалы: габброидные породы и современные вяжущие. Специалисты контролируют соблюдение технологий. Керноотборник не простаивает. Причем действует правило перекрестного контроля: комитет по развитию транспортной структуры следит, как идут дела у комитета по благоустройству, и - наоборот.

- По моему мнению, в разработке качественных асфальтобетонных смесей мы достигли верхней планки, - заявила Масюк. - Большего из имеющихся исходных материалов выжать, вероятно, уже невозможно. В этом смысле мы находимся на европейском уровне... Беда не в том, что у нас плохой асфальт, а в том, что слишком мало дорог. В Европе (в той же Скандинавии) их в разы больше. Одно и то же количество автомобилей у нас ездит по одной-двум дорогам, а в Европе - по десяти. Как говорится, почувствуйте разницу. К тому же за границей в решении проблемы сохранности дорог непосредственное участие принимают и автомобилестроители. А у нас...

Вот и всплыла любимая тема отечественных дорожников: шипованная резина. Самый страшный бич асфальта. Даже качественную дорогу в России колеса с шипами могут угробить за пару лет. Позиция дорожников состоит в том, что их отрасль должна заниматься совершенствованием асфальтовых смесей, а автомобилестроительная - уменьшением веса шипов. При этом дорожники считают, что свою часть пути они уже прошли, и теперь требуют того же от автопрома.

Удивительное дело, в стенах небольшой лаборатории ясно видно, как сталкиваются интересы двух отраслей, как они перекладывают ответственность друг на друга. Так, дорожники непременно ссылаются на опыт Скандинавии, где установили, что уменьшение веса шипа даже на 0,1 грамма увеличивает срок службы асфальтобетонного покрытия в пять раз. В Норвегии установлен вес шипа 1,1 грамма.

- У нас до 2018 года действовал ГОСТ, по которому масса шипа для легковых автомобилей должна быть 2,4 грамма, - рассказывает Алевтина Масюк. - Теперь принят другой ГОСТ: 1,6 грамма. Но - с пояснением: мол, если аккредитованная лаборатория даст заключение о том, что шипы большей массы не имеют большого влияния на состояние дорожного покрытия, то их можно использовать.

Лаборатория в Петербурге уж точно не даст такого заключения. А где-нибудь в Нижнекамске или Воронеже?

#город #асфальт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «"Круги на асфальте"».


Комментарии