Кронштадтскому сухому доку имени Павла Велещинского исполнилось 110‑лет
Кронштадтский сухой док имени Павла Велещинского, одно из самых больших в России гидротехнических сооружений такого рода, отметил свое 110‑летие. Специалисты продлевали там жизнь первому в мире атомоходу «Ленин» и китобойной базе «Юрий Долгорукий». Ремонтировали ледокол «Красин», ставший плавучим музеем, и крейсер «Аврора», атомные ледоколы «50 лет Победы» и «Арктика», головное судно новейшего проекта 22220.
ФОТО Anne Nygård on Unsplash
Даже не верится, что этот сухой док был построен в начале XX века всего‑то за шесть лет. Его масштабы можно по достоинству оценить лишь с высоты птичьего полета. А если, приехав на Кронштадтский морской завод (КМЗ), близко подойти к нему, то просто опешишь от размеров столь грандиозного сооружения.
Длина этого гиганта, крупнейшего дока КМЗ, составляет 236 метров, ширина — 45,9 метра. А глубина на пороге — 11,3 метра, то есть еще немного — и там могла бы уместиться типовая панельная пятиэтажка. Необыкновенную долговечность док получил благодаря точным инженерным расчетам и прочным материалам, которые использовались при его облицовке.
Проект сооружения подготовил главный инженер-строитель Кронштадтского порта Владимир Шаверновский, предложив ряд новых решений. А работами по постройке объекта в заливе, прилегающем к гавани этого порта, руководил другой талантливый инженер — генерал-лейтенант Борис Берг (начало строительства, к слову, освятил Иоанн Кронштадтский). При проведении земляных работ — их общий объем составил почти 450 тысяч кубометров — были применены самые мощные на ту пору экскаваторы…
В итоге стоимость дока вместе со вспомогательными работами и оборудованием обошлась казне в 5 млн рублей. И долгое время это громадное сооружение, вмещающее очень крупные российские корабли, не имело себе равных в России.
Заводчане ввели его в строй незадолго до Первой мировой войны, 13 июля 1914 года, в присутствии императора Николая II. Док был назван Алексеевским — в честь наследника престола великого князя Алексея Николаевича. Но в 1922 году его переименовали, и с той поры он носит имя рабочего этого завода, который погиб, сражаясь с частями генерала Юденича.
Пережив три войны, сухой док Велещинского продолжал выполнять свою роль при ремонте и обслуживании боевых кораблей и гражданских судов. Он остается незаменимым по сей день, когда нужно обновить огромный грузовой паром, работающий на Северо-Западе, или поставить в строй ледокол-великан схожих размеров.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7710) от 23.07.2024 под заголовком ««Урал» нашел пристанище».
Комментарии