Кронштадтские пути «Комсомола». Как перевозят легендарную подлодку К-3

Легендарная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» начала «перемещаться» по кронштадтским улицам — от портового комплекса «Моби Дик» к месту своей постоянной стоянки. Точнее, туда отправилась пока только кормовая часть этой первой советской атомной субмарины, которой предстоит стать главным экспонатом создаваемого в Кронштадте Музея военно-морской славы.

Кронштадтские пути «Комсомола». Как перевозят легендарную подлодку К-3 | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Чтобы выполнить наземную транспортировку подводного корабля, его пришлось разрезать предварительно на две почти равные части. Но даже при этом задача была невероятно трудной. Ведь перевозка боевого корабля длиной 107 метров и весом около 2,5 тыс. тонн (пусть и разделенного надвое) по улицам города на расстояние 4,5 км проводилась впервые в России.

По словам Ксении Шойгу, руководителя проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов», на территории которого создается музей, участники этой операции столкнулись с множеством трудностей. В работе над данным инженерно-логистическим проектом было задействовано восемь предприятий Петербурга и Ленобласти, а осуществляла его большая ­команда профессионалов.

Масштабная подготовка велась более полугода, еще около месяца ушло на подготовку дорожной инфраструктуры к перевозке К-3, рассказала Шойгу. На пути следования пионера атомного подвод­ного флота рабочие демонтировали свыше 70 конструкций — дорожных знаков, опор освещения, светофоров, более 800 метров бордюров и один фрагмент теплосети (после завершения операции вся инфраструктура будет восстановлена). А к зданию будущего Музея военно-морской славы проложили особую подъездную дорогу.

Транспортировка ввиду ее сложности была разбита на два этапа. Эту махину-корабль ведь требовалось не просто доставить с одного места на другое (ночью, чтобы не останавливать движение машин), но очень точно вписать в три 90‑градусных поворота, да еще вблизи от жилых домов.

В ночь с 8 на 9 октября кормовая часть К-3, двигавшаяся на самоходных осях, прошла два таких поворота, преодолев первую часть маршрута — от морской набережной до временной стоянки на участке дублера Кронштадт­ского шоссе. Простояв там весь день, следующей ночью подлодка отправилась дальше с нужной скоростью, то есть тихим ходом.

Перевозить более чем 50‑метровую половину музейного экспоната через Кронштадтское шоссе, главную транспортную магистраль острова Котлин, решили в заранее выбранное ночное окно, когда трафик практически замирает, пояснили представители «Острова фортов». Ну а чтобы операция прошла безопасно, за ней следил специально созданный оперативный штаб, руководил которым Олег Довганюк, глава администрации Кронштадтского района.

Успешно обкатав этот автомаршрут, участники проекта рассчитывают транспортировать тем же путем, опять‑таки в два этапа, носовую часть К-3, завершив всю операцию на этой неделе, в ночь с 12 на 13 октября. Потом обе половины первенца атомного советского флота «сойдутся» и он обретет исконный вид, став после реставрации музейным экспонатом номер один.

Сам музей расположится в старых зданиях артиллерийских арсеналов, реконструированных и соединенных между собой огромным стеклянным павильоном. Экспозиция расскажет о становлении российского морского флота, освоении морей-океанов и морских боевых походах, представит технику и технологию кораблестроения и т. д. Интерактивные программы и другие инновационные решения, как ожидается, обеспечат эффект полного погружения посетителей в морскую тематику.

Поскольку кронштадтцы рассчитывают принять Международный военно-морской салон-2023, к концу текущего года намечается завершить работы по строительству Музея военно-морской славы и конгрессно-выставочного центра. А в будущем году планируется открыть этот музейный комплекс.


#Кронштадт #подлодка #судно

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком «Кронштадтские пути «Комсомола»».


Комментарии