Крейсером из мифа в легенду

Этого события действительно ждали очень долго. Желающие попасть на вернувшуюся после ремонта «Аврору» стали выстраиваться вдоль Петровской набережной задолго до объявленного часа. И, когда музей открылся, очередь растянулась не меньше чем на километр...

Крейсером из мифа в легенду | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В итоге, пожалуй, удовлетворены оказались все. И те, кто бывал на «Авроре» прежде и не хотел бы, чтобы она превратилась в аттракцион. И те, кто оказался на крейсере впервые и мечтал прикоснуться к подлинным артефактам легендарного корабля.

Интерактив в новой экспозиции есть, но его не так много, как в иных современных музеях. К примеру, история оживает в кубрике, где представлен быт моряков дореволюционной «Авроры». Свет гаснет, и в полутьме начинается мини-представление голографического театра. Бравый матрос, лихо закручивая усы, усаживается за подвесной стол и пробует щи. Судя по его довольному виду, они получились что надо...

Второй эпизод – красавцы матросы прикладываются к винной чарке. Кстати, на флоте она была особым средством воспитания: если матрос провинился перед начальством или нарушил дисциплину, он лишался винной порции... А вот и сама чарка, подлинная, на 123 грамма, – рядом в витрине.

Мультимедийной частью управляют с помощью планшетов, которые держат в руках экскурсоводы. А в некоторых залах, где наполнение более традиционное, рабочим инструментом остается по-прежнему указка.

– Я пришла работать на «Аврору» еще в 1972 году и помню прежний корабль, до капитального ремонта, – рассказала научный сотрудник Любовь Петрова. – Когда сейчас делали новую экспозицию, мы очень просили, чтобы ее максимально насытили подлинными предметами. Это произошло.

Другое дело, по словам Петровой, что в нынешней экспозиции в отличие от прежних вместо многих подлинных фотографий и документов – копии. Понятно почему: старые документы портятся от света и температурного режима. Но все-таки впечатление от подлинника совсем иное, нежели от копии...

– Это самая честная, открытая, правдивая экспозиция из всех тех, что когда-либо были на «Авроре», – уверена замдиректора Центрального военно-морского музея Надежда Морозова.

Впрочем, не все ее коллеги в восторге от голографических «этюдов» и видеоэкранов. По словам одного из музейных смотрителей, хорошо знакомого с прежней экспозицией, корабль должен говорить сам за себя. Если здесь и нужен интерактив, то другого рода: посетители должны постоянно чувствовать, что находятся на историческом корабле. А это достигается путем показа подлинных образцов вооружения и механизмов. К примеру, совершенно нет ощущения, что там, где сегодня музейные помещения, была батарейная палуба. А ведь можно было бы поставить орудия, которые когда-то там находились. Такие предложения звучали, но не были приняты.

Кстати, среди новых предметов в музее – диорама «Штурм Зимнего дворца», созданная в 1932 году под руководством живописца Александра Хрусталева. Раньше на «Авроре» ее не было. Для тех, кто знаком с историей, вполне очевидно, что она представляет собой эпизод из фильма Сергея Эйзенштейна, снятого к десятилетию революции. Дворцовая площадь заполнена бегущими на штурм рабочими и солдатами, а из-под арки Главного штаба на полном ходу выносится грузовик, ощетинившийся красногвардейскими винтовками. Судя по воспоминаниям и документам, все было совсем иначе.

– Зачем же здесь диорама, которая рассказывает о том, чего не было? – спрашиваю у Морозовой.

– Не надо воспринимать ее буквально. Это отражение легенды, центром которой была «Аврора». Сама легенда – это тоже важнейшее явление истории. А наряду с изображением мифа у нас в экспозиции представлены очень точные сведения из прессы 1917 года...

Мы познакомились с первыми посетителями обновленного музея. Откуда только они не приехали! Спрашивал просто наугад: Москва, Кировская область, даже Горловка на Донбассе... Многие планировали свой отпуск так, чтобы оказаться в Питере именно в те дни, когда откроют музей на «Авроре».

– Очень понравилось. Я здесь в первый раз, настраивался увидеть старинный корабль, поэтому мои желания вполне оправдались, – сказал Алексей Винников, инженер-программист из города Губкин Белгородской области.

Музейная экспозиция на «Авроре» открылась еще не полностью – «Медицинский блок», где будет воссоздана операционная, откроют для посетителей только к концу сентября.

...Когда спустя два часа после открытия музея я покидал «Аврору», очередь желающих попасть на нее меньше не стала. И это несмотря на то что входной билет (без льгот) для граждан России и стран СНГ не самый дешевый – 400 рублей. А ведь многие помнят, что еще лет пятнадцать назад «Аврора» была практически единственным музеем в нашем городе, вход в который был бесплатным...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (5759) от 05.08.2016.


Комментарии