Крайними будут велосипедисты

Крайние полосы на набережных реки Фонтанки отдадут велосипедистам. Чтобы им было проще доехать до центра, на севере города создадут еще несколько многокилометровых велодорожек. Новые маршруты позволят выяснить, насколько востребован в Петербурге двухколесный транспорт.

Крайними будут велосипедисты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Неожиданное предложение о создании на Фонтанке велополос победило в конкурсе «Твой бюджет», который стартовал в минувшем году в Василеостровском и Центральном районах Петербурга. Помимо районных администраций инициативу курирует комитет по финансам. В рамках этого конкурса петербуржцы подают свои идеи по улучшению городской среды. Смольный выбирает лучшие и предоставляет под них финансирование.

Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), на проектирование и строительство велополос на Фонтанке (по одной полосе с каждой стороны реки) выделено 4,5 млн рублей. Дорожки появятся на участке от Невы до Гороховой улицы.

С инициативой выступил один из кураторов движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Станислав Иванов. Он рассказал нашей газете, что на выбор в качестве экспериментальной площадки набережных Фонтанки повлияли два фактора.

Во-первых, это важность маршрута. Фонтанка является «транспортной связкой», соединяющий магистрали, которыми активно пользуются велосипедисты. Во-вторых, властям здесь сложнее ошибиться, чем на других улицах. Велополосы для центра Петербурга пока в новинку, и не совсем ясно, какими они должны быть. Экспериментировать на Фонтанке удобнее, потому что движение по обеим ее сторонам одностороннее.

Правда, конфигурация полос окончательно не определена. В качестве образца общественники приводят в пример велополосу на Бульварном кольце в Москве. Дорожки планируют отделить от проезжей части разметкой, а также - для безопасности велосипедистов - рядом припаркованных машин. Существующие стоянки - как со стороны домов, так и со стороны реки - упразднят. Если в нарушение правил будут парковаться на самих велодорожках, их могут обособить при помощи ограждений.

Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев отнесся к идее велополос на Фонтанке скептически, поскольку не увидел в ней стратегического подхода к городскому планированию. По мнению эксперта, новые дорожки не образуют никаких связей. Сокращать ради них парковку нецелесообразно. А для центральных районов такое сокращение всегда болезненно.

По мнению Горева, у каждой улицы должно быть свое назначение. Фонтанка прежде рассматривалась как транспортная магистраль, и такой ее логично было бы и оставить. А вот, например, на соседней Садовой, где вновь запустили трамвай и где всегда многолюдно, напротив, стоило бы расширить тротуары и создать велосипедную полосу.

Автомобильный эксперт Дмитрий Попов в комментарии нашему изданию также отметил, что выбранный маршрут далек от идеала: полосы ведут из ниоткуда и заканчиваются нигде. Непонятно, откуда на них появятся велосипедисты. Особенно в холодное время года. «Я что-то сейчас не вижу большого количества велосипедистов, которые рассекают по городу», - отметил наш собеседник.

По мнению Попова, главный смысл пилотного проекта - развеять (или, наоборот, подтвердить) подобные сомнения и показать, насколько велополосы в центре города реально востребованы.

По словам эксперта, ущерба движению машин дорожки на Фонтанке не нанесут, за счет них сократится только стоянка вдоль набережных. Но важно учитывать, что эти парковочные места уже были учтены в другом городском проекте - по расширению зоны платных парковок. Естественно, теперь они из этого проекта выпадают.

Серьезной проблемой является пересечение велополос с важными магистралями. Такими, например, как Невский и Московский проспекты или Гороховая улица. Из-за устройства новых дорожек вблизи перекрестков произойдет сужение проезжей части. Это серьезно повлияет на движение, так что потребуется пересчитать режимы работы светофоров.

Также следует учитывать, что значительное число автомобилей на таких перекрестках поворачивает направо. Отныне им придется совершать поворот, пересекая велодорожку. Значит, требуется дополнительное регулирование движения. По идее, можно было бы установить специальные светофоры для велосипедистов. Но их допускается ставить только в том случае, когда плотность велотрафика составляет не менее 50 человек в час.

Активисты надеются решить проблему правого поворота при помощи специальной разметки и знаков, а в идеале - путем создания ныне отсутствующих пешеходных переходов со светофорами в створе Фонтанки.

Помимо полос вдоль Фонтанки до конца нынешнего года в КРТИ намерены создать еще четыре дорожки. Одна из них, длиной 14 километров, расположится на Петроградской стороне. Кольцевой маршрут ее начнется и закончится вблизи Каменноостровского моста. Для велосипедистов разметят, в частности, Песочную, Петровскую, Петроградскую и Аптекарскую набережные, а также улочку в Александровском парке. Песочную набережную пересечет еще одна велодорожка, которая начнется у станции метро «Крестовский остров» и, пройдя по Левашовскому проспекту, выведет к Карповке.

Северную часть города с центром соединит велодорожка длиной более 11 километров, идущая по улице Руставели и Пискаревскому проспекту к набережным Невы и далее - до Гренадерского моста. К полосе на Руставели поведет дорожка вдоль проспекта Луначарского, которая начнется у Выборгского шоссе. При ее создании планируют использовать существующую велодорожку в Муринском парке.

По данным КРТИ, завершить проектно-изыскательские работы планируется к лету, сразу после чего приступят к обустройству дорожек.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.


Комментарии