Красным по черному

На 85 городских автобусно-троллейбусных остановках появились электронные табло, на которых в реальном времени и с высокой степенью достоверности отражается ближайшая перспектива пассажиров, ожидающих свой транспорт. Новинка порадовала пока только тех, кто перемещается в границах трех районов Петербурга – 31 табло заработало на Васильевском острове, 25 – в Адмиралтейском и 29 – в Центральном районе.

Красным по черному  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На вид это скромные трехэтажные «бегушки» или, если точнее, «ползушки»: малиновые значки на черном поле движутся медленно, как титры на заре становления телевидения. В первых двух строках указываются ближайшие подъезжающие к остановке машины – троллейбус это или автобус, его номер, конечная станция, является ли транспорт низкопольным и через сколько минут подойдет. На нижней строке в режиме сменяемости – более далекие, которых стоит ждать минут через 7 – 12. Периодически на экране также возникают дата, точное время и температура воздуха.

Вечерне-осенний час пик на Лиговском проспекте у Московского вокзала – время неудобное и неуютное. По тротуару, перепрыгивая лужицы и уворачиваясь от щедрой капели с крыш, снуют в разные стороны прохожие, раздраженно цепляя друг друга зонтами и обегая препятствия в виде столбов и рекламных стоек. Остановочная конструкция и устремляющиеся к ней пассажиры еще больше тормозят основной поток пешеходов, движущийся к площади Восстания. С десяток горожан спрятались от моросящего дождя под крышей, самые нетерпеливые поминутно выскакивают к краю дороги, вглядываясь в хмарь – не идет ли их автобус? Высоко подвешенное (подальше от вандалов) табло замечают пока немногие – на проспекте вообще очень много светящихся вывесок, консолей, рекламы. Те, кто заметил инновацию, начинают зачарованно следить за сменой информации, сопоставляя ее с действительностью. Свою выгоду от нее понимают пока не все:

– Ну вот только что же было: «тройка» придет через две минуты, а теперь – опять через пять, как такое может быть? – недоумевает основательно груженная покупками гражданка средних лет. – И зачем мне такая противоречивая информация? Чтобы знать, как они не выдерживают график?

– Да тут же не по графику сообщают, а по факту, – успокаивает ее спутник.

Действительно, сведения на табло базируются на фактическом движении каждого «борта» по своему маршруту, фиксируемом при помощи спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС. Данные о местонахождении транспорта попадают в автоматизированную систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), которая обрабатывает их и передает для отображения в специальных транспортных сервисах. Эта же система рассчитывает и ожидаемое время прибытия машин на каждую остановку и передает его на информационные табло. Корректировки прогнозов производятся также в реальном времени в зависимости от изменившейся скорости продвижения автобусов и троллейбусов по дороге. Ехал поток по Лиговскому бодро – ожидающим было обещано прибытие автобуса через одну-две минуты, притормозил или вовсе в пробке встал – прогнозное время увеличилось.

На запуск всех 85 установленных электронных устройств у арзамасского предприятия, выигравшего конкурс, ушло три дня. Производитель не просто поставил технику: по условиям контракта стоимостью 46,1 млн рублей, он будет предоставлять городу услугу по информированию пассажиров при помощи этих 85 табло в течение двух лет и двух месяцев – то есть до 31 декабря 2017 года. Это значит, самостоятельно следить за их исправностью и непрерывностью работы, проводить техобслуживание, ремонтировать и восстанавливать в случае необходимости.

«Первые дни работы табло продемонстрировали нормальную, штатную работу, – сообщили в пресс-службе заказчика – «Организатора перевозок». – К тому же каждое электронное устройство помещено в вандалоустойчивый корпус».

Табло рассчитаны на эксплуатацию при температурах от минус 45 до плюс 40 градусов по Цельсию. Они смогут работать от солнечных батарей в ясные дни, которые одновременно будут заряжать аккумуляторы (последние вступят в дело в пасмурные дни).

Сегодня в Петербурге и его пригородах насчитывается около 3 тысяч остановок общественного транспорта. Оснастить электронными табло все невозможно, да и не нужно – в этом нуждаются лишь самые загруженные. Какими темпами эта работа пойдет дальше, пока непонятно – многое будет зависеть от объема выделенных на развитие транспортной сети бюджетных средств. Единственная на сегодняшний день определенность: объявленный тендер еще на 18 электронных табло, 16 из них предполагается установить в Выборгском районе и 2 – в Калининском (стоимость контракта – 9 млн рублей, срок предоставления услуги – до конца 2017 года). Итоги конкурса подведут в начале декабря.

Кроме того, в конце сентября был объявлен тендер на установку четырех многофункциональных информационных стоек вроде той, что уже работает в «Пулково». Они появятся у Московского вокзала, автовокзала, на выходе из метро «Гостиный двор» и у станции метро «Спортивная». Кроме времени прибытия транспорта здесь можно будет посмотреть городские маршруты, график развода мостов, стоимость проезда.

В последнее время полезные электронные сервисы все активнее «прописываются» в городском транспорте. Мы уже привыкли к озвучиванию остановок и ближайших достопримечательностей на русском и английском в салонах наших автобусов и троллейбусов. Многие петербуржцы научились пользоваться веб-сервисом для отслеживания их движения через мобильный телефон и оценили удобство расчетов за проезд банковской картой. Следующий обещанный пассажирам шаг по дальнейшей «цифровизации» поездок на общественном транспорте наверняка порадует многих горожан и гостей северной столицы: это будут аудиоэкскурсии по QR-коду, которые станут доступны в ряде центральных автобусных маршрутов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.