Красным по черному
На 85 городских автобусно-троллейбусных остановках появились электронные табло, на которых в реальном времени и с высокой степенью достоверности отражается ближайшая перспектива пассажиров, ожидающих свой транспорт. Новинка порадовала пока только тех, кто перемещается в границах трех районов Петербурга – 31 табло заработало на Васильевском острове, 25 – в Адмиралтейском и 29 – в Центральном районе.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На вид это скромные трехэтажные «бегушки» или, если точнее, «ползушки»: малиновые значки на черном поле движутся медленно, как титры на заре становления телевидения. В первых двух строках указываются ближайшие подъезжающие к остановке машины – троллейбус это или автобус, его номер, конечная станция, является ли транспорт низкопольным и через сколько минут подойдет. На нижней строке в режиме сменяемости – более далекие, которых стоит ждать минут через 7 – 12. Периодически на экране также возникают дата, точное время и температура воздуха.
Вечерне-осенний час пик на Лиговском проспекте у Московского вокзала – время неудобное и неуютное. По тротуару, перепрыгивая лужицы и уворачиваясь от щедрой капели с крыш, снуют в разные стороны прохожие, раздраженно цепляя друг друга зонтами и обегая препятствия в виде столбов и рекламных стоек. Остановочная конструкция и устремляющиеся к ней пассажиры еще больше тормозят основной поток пешеходов, движущийся к площади Восстания. С десяток горожан спрятались от моросящего дождя под крышей, самые нетерпеливые поминутно выскакивают к краю дороги, вглядываясь в хмарь – не идет ли их автобус? Высоко подвешенное (подальше от вандалов) табло замечают пока немногие – на проспекте вообще очень много светящихся вывесок, консолей, рекламы. Те, кто заметил инновацию, начинают зачарованно следить за сменой информации, сопоставляя ее с действительностью. Свою выгоду от нее понимают пока не все:
– Ну вот только что же было: «тройка» придет через две минуты, а теперь – опять через пять, как такое может быть? – недоумевает основательно груженная покупками гражданка средних лет. – И зачем мне такая противоречивая информация? Чтобы знать, как они не выдерживают график?
– Да тут же не по графику сообщают, а по факту, – успокаивает ее спутник.
Действительно, сведения на табло базируются на фактическом движении каждого «борта» по своему маршруту, фиксируемом при помощи спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС. Данные о местонахождении транспорта попадают в автоматизированную систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), которая обрабатывает их и передает для отображения в специальных транспортных сервисах. Эта же система рассчитывает и ожидаемое время прибытия машин на каждую остановку и передает его на информационные табло. Корректировки прогнозов производятся также в реальном времени в зависимости от изменившейся скорости продвижения автобусов и троллейбусов по дороге. Ехал поток по Лиговскому бодро – ожидающим было обещано прибытие автобуса через одну-две минуты, притормозил или вовсе в пробке встал – прогнозное время увеличилось.
На запуск всех 85 установленных электронных устройств у арзамасского предприятия, выигравшего конкурс, ушло три дня. Производитель не просто поставил технику: по условиям контракта стоимостью 46,1 млн рублей, он будет предоставлять городу услугу по информированию пассажиров при помощи этих 85 табло в течение двух лет и двух месяцев – то есть до 31 декабря 2017 года. Это значит, самостоятельно следить за их исправностью и непрерывностью работы, проводить техобслуживание, ремонтировать и восстанавливать в случае необходимости.
«Первые дни работы табло продемонстрировали нормальную, штатную работу, – сообщили в пресс-службе заказчика – «Организатора перевозок». – К тому же каждое электронное устройство помещено в вандалоустойчивый корпус».
Табло рассчитаны на эксплуатацию при температурах от минус 45 до плюс 40 градусов по Цельсию. Они смогут работать от солнечных батарей в ясные дни, которые одновременно будут заряжать аккумуляторы (последние вступят в дело в пасмурные дни).
Сегодня в Петербурге и его пригородах насчитывается около 3 тысяч остановок общественного транспорта. Оснастить электронными табло все невозможно, да и не нужно – в этом нуждаются лишь самые загруженные. Какими темпами эта работа пойдет дальше, пока непонятно – многое будет зависеть от объема выделенных на развитие транспортной сети бюджетных средств. Единственная на сегодняшний день определенность: объявленный тендер еще на 18 электронных табло, 16 из них предполагается установить в Выборгском районе и 2 – в Калининском (стоимость контракта – 9 млн рублей, срок предоставления услуги – до конца 2017 года). Итоги конкурса подведут в начале декабря.
Кроме того, в конце сентября был объявлен тендер на установку четырех многофункциональных информационных стоек вроде той, что уже работает в «Пулково». Они появятся у Московского вокзала, автовокзала, на выходе из метро «Гостиный двор» и у станции метро «Спортивная». Кроме времени прибытия транспорта здесь можно будет посмотреть городские маршруты, график развода мостов, стоимость проезда.
В последнее время полезные электронные сервисы все активнее «прописываются» в городском транспорте. Мы уже привыкли к озвучиванию остановок и ближайших достопримечательностей на русском и английском в салонах наших автобусов и троллейбусов. Многие петербуржцы научились пользоваться веб-сервисом для отслеживания их движения через мобильный телефон и оценили удобство расчетов за проезд банковской картой. Следующий обещанный пассажирам шаг по дальнейшей «цифровизации» поездок на общественном транспорте наверняка порадует многих горожан и гостей северной столицы: это будут аудиоэкскурсии по QR-коду, которые станут доступны в ряде центральных автобусных маршрутов.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.
Комментарии