Красным по черному

На 85 городских автобусно-троллейбусных остановках появились электронные табло, на которых в реальном времени и с высокой степенью достоверности отражается ближайшая перспектива пассажиров, ожидающих свой транспорт. Новинка порадовала пока только тех, кто перемещается в границах трех районов Петербурга – 31 табло заработало на Васильевском острове, 25 – в Адмиралтейском и 29 – в Центральном районе.

Красным по черному  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На вид это скромные трехэтажные «бегушки» или, если точнее, «ползушки»: малиновые значки на черном поле движутся медленно, как титры на заре становления телевидения. В первых двух строках указываются ближайшие подъезжающие к остановке машины – троллейбус это или автобус, его номер, конечная станция, является ли транспорт низкопольным и через сколько минут подойдет. На нижней строке в режиме сменяемости – более далекие, которых стоит ждать минут через 7 – 12. Периодически на экране также возникают дата, точное время и температура воздуха.

Вечерне-осенний час пик на Лиговском проспекте у Московского вокзала – время неудобное и неуютное. По тротуару, перепрыгивая лужицы и уворачиваясь от щедрой капели с крыш, снуют в разные стороны прохожие, раздраженно цепляя друг друга зонтами и обегая препятствия в виде столбов и рекламных стоек. Остановочная конструкция и устремляющиеся к ней пассажиры еще больше тормозят основной поток пешеходов, движущийся к площади Восстания. С десяток горожан спрятались от моросящего дождя под крышей, самые нетерпеливые поминутно выскакивают к краю дороги, вглядываясь в хмарь – не идет ли их автобус? Высоко подвешенное (подальше от вандалов) табло замечают пока немногие – на проспекте вообще очень много светящихся вывесок, консолей, рекламы. Те, кто заметил инновацию, начинают зачарованно следить за сменой информации, сопоставляя ее с действительностью. Свою выгоду от нее понимают пока не все:

– Ну вот только что же было: «тройка» придет через две минуты, а теперь – опять через пять, как такое может быть? – недоумевает основательно груженная покупками гражданка средних лет. – И зачем мне такая противоречивая информация? Чтобы знать, как они не выдерживают график?

– Да тут же не по графику сообщают, а по факту, – успокаивает ее спутник.

Действительно, сведения на табло базируются на фактическом движении каждого «борта» по своему маршруту, фиксируемом при помощи спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС. Данные о местонахождении транспорта попадают в автоматизированную систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), которая обрабатывает их и передает для отображения в специальных транспортных сервисах. Эта же система рассчитывает и ожидаемое время прибытия машин на каждую остановку и передает его на информационные табло. Корректировки прогнозов производятся также в реальном времени в зависимости от изменившейся скорости продвижения автобусов и троллейбусов по дороге. Ехал поток по Лиговскому бодро – ожидающим было обещано прибытие автобуса через одну-две минуты, притормозил или вовсе в пробке встал – прогнозное время увеличилось.

На запуск всех 85 установленных электронных устройств у арзамасского предприятия, выигравшего конкурс, ушло три дня. Производитель не просто поставил технику: по условиям контракта стоимостью 46,1 млн рублей, он будет предоставлять городу услугу по информированию пассажиров при помощи этих 85 табло в течение двух лет и двух месяцев – то есть до 31 декабря 2017 года. Это значит, самостоятельно следить за их исправностью и непрерывностью работы, проводить техобслуживание, ремонтировать и восстанавливать в случае необходимости.

«Первые дни работы табло продемонстрировали нормальную, штатную работу, – сообщили в пресс-службе заказчика – «Организатора перевозок». – К тому же каждое электронное устройство помещено в вандалоустойчивый корпус».

Табло рассчитаны на эксплуатацию при температурах от минус 45 до плюс 40 градусов по Цельсию. Они смогут работать от солнечных батарей в ясные дни, которые одновременно будут заряжать аккумуляторы (последние вступят в дело в пасмурные дни).

Сегодня в Петербурге и его пригородах насчитывается около 3 тысяч остановок общественного транспорта. Оснастить электронными табло все невозможно, да и не нужно – в этом нуждаются лишь самые загруженные. Какими темпами эта работа пойдет дальше, пока непонятно – многое будет зависеть от объема выделенных на развитие транспортной сети бюджетных средств. Единственная на сегодняшний день определенность: объявленный тендер еще на 18 электронных табло, 16 из них предполагается установить в Выборгском районе и 2 – в Калининском (стоимость контракта – 9 млн рублей, срок предоставления услуги – до конца 2017 года). Итоги конкурса подведут в начале декабря.

Кроме того, в конце сентября был объявлен тендер на установку четырех многофункциональных информационных стоек вроде той, что уже работает в «Пулково». Они появятся у Московского вокзала, автовокзала, на выходе из метро «Гостиный двор» и у станции метро «Спортивная». Кроме времени прибытия транспорта здесь можно будет посмотреть городские маршруты, график развода мостов, стоимость проезда.

В последнее время полезные электронные сервисы все активнее «прописываются» в городском транспорте. Мы уже привыкли к озвучиванию остановок и ближайших достопримечательностей на русском и английском в салонах наших автобусов и троллейбусов. Многие петербуржцы научились пользоваться веб-сервисом для отслеживания их движения через мобильный телефон и оценили удобство расчетов за проезд банковской картой. Следующий обещанный пассажирам шаг по дальнейшей «цифровизации» поездок на общественном транспорте наверняка порадует многих горожан и гостей северной столицы: это будут аудиоэкскурсии по QR-коду, которые станут доступны в ряде центральных автобусных маршрутов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.