Краснокирпичная экзотика. На Сортировке разрушается историческое здание XIX века

Южное шоссе начинается в подземелье. А как еще можно назвать шесть идущих подряд железнодорожных переездов, под которыми пролегает шоссе? Да и само гордое слово «шоссе» совершенно не подходит к этому странному пути: однополосному, только в одну сторону и только для автомобилей не выше 2,6 метра - таковы габариты самого низкого переезда. Здесь нет места заботам об удобстве автотранспорта: это территория поездов - Сортировочная. Дали возможность кое-как проехать - и на том спасибо.

Краснокирпичная экзотика. На Сортировке разрушается историческое здание XIX века | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Воистину ловушка. Примерно каждые полгода какой-нибудь фургончик, привыкший ездить на авось, непременно в нее попадает: успешно ныряет в подземелье со стороны Фрунзенского района, а через сто метров на подъезде к Невскому району ему сносит крышу. В буквальном смысле - в самом низком месте. Развернуться невозможно, подать назад затруднительно (всем, кто едет вослед, тоже придется пятиться). Тот, кто постоянно ездит под Сортировкой, в курсе, как именно выглядит пробка.

Ну и, как всякое подземелье, Южное шоссе сильно рискует быть затопленным в период тропических петербургских ливней. Скажем, 3 июня здесь зафиксирован изрядный потоп. Вечером автомобиль утонул по самые фары.

Пешеходам под мостами тоже тесно. На узком тротуаре два человека могут разойтись только боком. Два велосипедиста навстречу друг другу - уже большая проблема.

В общем, один из самых экзотичных уголков Петербурга.

И здесь, внутри Сортировки, вдоль железнодорожных путей пролегает, наверное, одна из самых странных улиц Петербурга - Сортировочная-Московская. Тоже экзотика: над крышами ее домов нависает Ивановский путепровод, улица берет свое начало в тупике и упирается в тупик, а посередине перекресток с Южным шоссе - единственный путь на «большую» землю.

Но самая главная экзотика - огромный дивной красоты краснокирпичный дом на пересечении Сортировочной-Московской и Южного шоссе - Южное шоссе, 36А. Вернее, то, что от него осталось.

Колышется на ветру рваный выцветший анонс: «Купить у города легко». Это девиз Фонда имущества Петербурга, который на торгах продает городскую собственность: землю, здания, отдельные помещения. А эту красоту он не может продать уже лет десять. Нынешней весной фонд вновь собирался было проводить торги. Но - отменил их без объяснения причин.

У дома долгая и славная история. Построили его в самом конце XIX века - под железнодорожные конторы и склады. Был он в те годы двухэтажным.

После революции «офисное» здание заселили работниками железной дороги, организовав там общежитие. Сначала как временное пристанище для путейцев, а затем - в качестве постоянного жилья. Позже дом надстроили до 4 этажей.

В течение многих десятилетий, еще с довоенных пор, практически непрерывно шли разговоры о том, что здание, строго говоря, ни по каким нормативам не может быть признано жилым: непрекращающийся грохот грузовых составов, вибрация... Что правда, то правда. И рядом-то с Сортировкой жить непросто. Но на Сортировке! И ведь жили же!..

В 1981 году «Ленжилпроект» выдал официальное техническое заключение о переводе дома в нежилой фонд. Но после этого в нем еще более четверти века существовали квартиры. До расселения у властей дошли руки лишь в 2008 году. И то не из-за шума и вибрации, а из-за аварийного состояния старого дома. С тех пор и стоит он пустой, разрушается. И, похоже, не нужен никому.

Хотя... При такой организации продажи он наверняка никогда не будет куплен. Почему-то собственник (город в лице КИО) решил, что наилучшим вариантом будет - продать не единый объект, а множество помещений, из которых он состоит. Если точно - их 44: большинство - квартиры, и немного - встроенные нежилые помещения. Характеристики всех объектов идентичны и... печальны: «Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения». И еще одна характеристика на все 44 объекта - «Согласно предоставленным документам, обеспечен электроснабжением, водоснабжением, отоплением, канализацией; по данным визуального осмотра, инженерные системы отключены (разрушены)».

Имеется поэтажный план, подготовленный к торгам. В реальности никаких этажей давно нет. За прекрасными краснокирпичными стенами - мешанина из рухнувших перекрытий, мусора, обломков стен. От дома осталась одна оболочка. И к той страшно подойти.

Надо смотреть правде в глаза: историческое здание доживает свой долгий век. Вернее - свои 130 лет.

Хотя и снести его - такая же неразрешимая задача, как восстановить. Обломки, похоже, придется вывозить по Южному шоссе... крохотными порциями на микрогрузовичках.

Так и стоит эта мощная развалина в центре Сортировки. И придает дикий запущенный вид этим местам. Хотя, если заглянуть за нее, прогуляться по Сортировочной-Московской, можно убедиться, что это вполне респектабельная улица с офисами, менеджерами в костюмах, которые прогуливаются с мобильниками вдоль отремонтированных чистеньких фасадов, с отелем, рестораном, спорткомплексом...

Даже промзона здесь какая-то респектабельная. Не говоря уже об историческом здании железнодорожного депо, которое появилось здесь около 1890 года и сохраняется усилиями ОЖД. Рядом установлена реликвия, к которой должны ходить экскурсии: паровоз СО 17-2873. Буквы обозначают серию - Серго Орджоникидзе. Знатоки железнодорожной истории утверждают, что именно этот паровоз в 1948 году передали машинисту Петру Федорову, который провел первый состав из блокадного Ленинграда по временной железной дороге, проложенной по льду Ладожского озера.

#исторические здания #Сортировка #Южное шоссе

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (6475) от 08.07.2019 под заголовком «Краснокирпичная экзотика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.