Почему от «Красного Бора» исходит токсическая угроза

На полигоне «Красный Бор» сложилась критическая ситуация, вызванная захоронением около 2 миллионов тонн токсичных промышленных отходов. Такую информацию сообщил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, выступая в Нарьян-Маре на совещании, посвященном вопросам национальной безопасности в Северо-Западном федеральном округе.

Почему от «Красного Бора» исходит токсическая угроза | Иллюстрация Lightspirit/shutterstock

Иллюстрация Lightspirit/shutterstock

Руководству Петербурга и Минприроды нужно незамедлительно принять меры для улучшения ситуации в районе полигона «Красный Бор», «включая обеззараживание захороненных химических отходов». Патрушев подчеркнул, что проблема полигона — в частности, его правового положения — уже даже рассматривалась на заседании межведомственной комиссии Совбеза, и тем не менее мероприятия, включенные в программу Санкт-Петербурга по охране окружающей среды, до сих пор не реализованы.

Поскольку само упоминание «Красного бора» для петербуржцев и жителей Ленинградской области все равно, что сигнал опасности, надо сказать сразу: ничего нового, что заставило бы экстренно вызывать специалистов МЧС, на полигоне не случилось. А слова секретаря Совбеза, очевидно, относятся не к каким-то новым, только что вскрывшимся фактам, а вообще к ситуации, которая, разумеется, беспокоит Совбез.

Как ленинградец, Николай Платонович знает, что «Красный Бор» принимал промышленные отходы (в том числе из соседних регионов, в частности, из Прибалтийских республик) начиная аж с 1969 года. Накопилось 70 карт-котлованов: 65 закрытых и 5 открытых. В 2014-м полигон закрыли. То есть прием опасных отходов здесь не ведется более четырех лет. А проводятся работы, цель которых — не допустить утечки содержимого карт в природную среду.

К опасному объекту приковано внимание (так и хочется сказать, неусыпное) Росприроднадзора, комитета по природопользованию, руководства города, Думы, Совета Федерации, международных экологических организаций, стран — участниц ХЕЛКОМ... Сейчас речь идет не о том, что ничего не сделано, а о том, что бы еще сделать ради безопасности.

Только за последние два года в «Красном Бору» была вычищена ливневка, обустроено противофильтрационное покрытие двух открытых карт, отремонтированы ограждения, восстановлены системы видеонаблюдения и контроля управления доступом... Выполнены все предписания, когда-либо выдававшиеся департаментом Росприроднадзора по СЗФО. Из бюджета Петербурга ежегодно выделяются деньги, достаточные для безаварийного содержания опасной территории. Так что уже длительное время можно говорить о стабильности обстановки.

Следующим очевидным шагом теперь должно стать обеззараживание (если хотите, опустошение) карт. Для этого нужны две вещи: организационно-правовой статус предприятия «Красный Бор», который позволил бы несколько расширить разрешенную деятельность и выйти за рамки обеспечения статус-кво; и технологии, позволяющие наилучшим образом начать «разгружать» территорию. Если на первое Совбез, безусловно, может иметь влияние, то второе — это небыстрая интеллектуальная работа специалистов-химиков и экологов.

Кстати, проблема организационно-правового статуса уже решена. Произошло это в нынешнем году. Полигон преобразован из государственного унитарного предприятия в государственное казенное учреждение. Как пояснили в городском комитете по природопользованию, новая форма отвечает целям и задачам — приступить к постепенной ликвидации накопленного экологического вреда.

Что касается интеллектуальных усилий, то их сейчас прикладывают множество ученых из разных стран. К примеру, есть концепция, предполагающая частичную переработку жидких органических отходов и консервацию остального содержимого с помощью вертикального и горизонтального экранов. Идея получила положительную оценку научно-технического совета Петербурга и международных экспертов.

Но на одной концепции никто не намерен останавливаться. Город активно взаимодействует с различными федеральными министерствами и ведомствами: привлекает все хоть сколько-нибудь заинтересованные структуры к тому, чтобы найти наилучший сценарий ликвидации потенциальной угрозы окружающей среде. Предложений множество. К примеру... перевезти все содержимое «Красного Бора» в другой регион.

Активизировались и зарубежные организации, работающие в сфере экологии: финский концерн Fortum, консалтинговый скандинавский концерн Ramboll, Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO.

Как рассказали в городском комитете по природопользованию, в феврале 2018 года российские и финские специалисты провели отбор проб из двух открытых карт. Пробы изучали в лаборатории в Финляндии. Была поставлена цель: не только подробно определить химический состав, но и выработать технологию обезвреживания. По результатам исследований в августе 2018-го (менее месяца назад) финская компания Fortum представила в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ свой проект обезвреживания полигона. Сейчас идет научная и экономическая оценка этого предложения.

Собственное видение имеется и у городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. По его заказу разработан проект очистных сооружений, позволяющих переработать жидкие отходы, накопленные на полигоне. Даже возникают сомнения: сможет ли комитет адекватно оценить другие проекты, если у него имеется собственный?

В общем, вопросов много, проектов тоже, все они дорогостоящие. И скоропалительный выбор, основанный на непонятных еще критериях, вряд ли целесообразен. Тем более что предпринятые за годы усилия сделали ситуацию в «Красном Бору» стабильно безопасной и позволили выиграть время для принятия взвешенных решений.

Полпред президента РФ в СЗФО Александр Беглов, тоже выступивший на совещании в далеком Нарьян-Маре, согласился с Патрушевым в том, что «Красный Бор» является «опасной экологической бомбой». По его словам, два региона — Санкт-Петербург и Ленинградская область — самостоятельно решить эту проблему не в силах, необходима помощь из федерального бюджета. Но в любом случае сначала придется определить, кто и какой именно проект будет реализовывать за деньги налогоплательщиков.

#Красный бор #полигон #отходы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Красная угроза».


Комментарии