Красивая задача. Петербургский преподаватель физики стал «Учителем года России»

В последний раз такое было в 2017 году. Это давно. Все‑таки Петербург позиционирует себя как лидер в образовании, и то, что «Большой хрустальный пеликан» (его дают абсолютному победителю) и даже малые (их получает пятерка лучших) к нам в последние годы не залетали, заставляло нервничать. Леонид Дедюха, учитель Академической гимназии № 56 им. М. Б. Пильдес, победил, парадоксально сведя физику с краеведением.

Красивая задача. Петербургский преподаватель физики стал «Учителем года России» | ФОТО Сергея КАРПУХИНА/ТАСС

ФОТО Сергея КАРПУХИНА/ТАСС

Насколько вопрос победы или призового места был для Петербурга принципиален, косвенно видно из поста во «ВКонтакте» самого учителя. Вообще‑то Леонид Анатольевич публиковал посты даже в разгар конкурса — держал связь с «болельщиками»: «Дорогой 11и! Берегите и слушайте Диану Викторовну! Помогайте ей! Не теряйте времени в мое отсутствие: занимайтесь!» (это своему классу — да, в громадной академической гимназии есть не только «а», «б», «в» и т. д., но и «и»). Или: «Мои старшие коллеги дали мне простые советы. Вот эти советы: «Если что‑то не получилось, постарайся никого не винить (это непросто) и не говорить «я подвел школу, город». Ты никого не подвел!».

Так вот, в одном из постов Леонид Дедюха благодарил не только коллег по гимназии, но и руководство Академии постдипломного педагогического образования, Президентского физматлицея № 239, Второй Санкт-Петербургской гимназии, школы № 636, школы № 550. И тут не все перечислены. «Понимаю, что мощнейшие специалисты города оторвались от своих дел, чтобы помочь мне. Бесконечно признателен за такую помощь».

Впрочем, Леонид Анатольевич — и сам опытный конкурсант: в 2016‑м стал абсолютным победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют», в 2021‑м — призером регионального этапа всероссийской олимпиады учителей естественных наук «ДНК науки», в прошлом году — абсолютным победителем всероссийского конкурса «Открывая страну».

Прошедший конкурс «Учитель года России» — 35‑й по счету. Если посмотреть, кто побеждал на протяжении всех лет, можно решить, что в России учитель — мужская профессия. Среди 38 обладателей «Большого хрустального пеликана» (в некоторые годы были по два абсолютных победителя) 30 — мужчины.

Финалистов нынешнего года было 90 человек, это победители в 89 регионах и триумфатор отдельного конкурса «Учитель года заграншкол МИД России». В прошлом году победил как раз преподаватель мидовской школы в Тегеране (Иран) Олег Янковский, он родом из Саратовской области — так что, по традиции, родина победителя и принимала конкурсантов этого года. Здесь они проводили уроки, и только 20 лучших перешли во второй тур — он проходил уже в Московской области.

Среди конкурсных испытаний было «Педагогическое интервью» — в некотором роде нынешний абсолютный победитель заранее «потренировался» на нашей газете: накануне 1 сентября «Санкт-Петербургские ведомости» взяли у него большое интервью.

Нам Леонид Анатольевич рассказывал, как физические законы объяснить «лирику», а на конкурсе дал коллегам мастер-класс (одно из состязаний), как сделать задачу красивой. Надо, чтобы она была не только «про циферки». Чтобы придумать красивую задачу, учитель, скажем, по физике может обратиться и к коллеге — учителю истории. Или биологии. Или географии.

Мастер-класс Леонида Дедюхи родился из «наблюдений за Петербургом» (записи вообще всех мастер-классов есть на сайте конкурса). Сам он сибиряк, пригласила его приехать в наш город и стать учителем академической гимназии ее основательница Майя Пильдес.

Как у недавнего петербуржца, у Леонида Анатольевича глаз не замыленный. Предмет «физика», по его мнению, позволяет по‑новому постичь «гений места». Задачи на краеведческом материале — не такая и редкость. К примеру: уровень воды в реке Оби был такой‑то, а стал таким‑то; определите, на сколько изменилось давление воды на дно… Водитель такси проехал пустой Троицкий мост без пробок за столько‑то секунд, длина моста такая‑то — не превысил ли водитель скорость? Но, обращается к коллегам Дедюха, такие задачи грешат формальной привязкой к месту. Подставим вместо Оби Енисей, а вместо Троицкого моста — новосибирский Бугринский — ничего не изменится.

Надо понятия и законы физики рассматривать на чем‑то уникальном. На каком‑нибудь историческом событии. Или наоборот, чтобы историческое событие стало основой для изучения физического закона.

Благо примеры есть — Леонид Дедюха ссылается на публикации «Фонтаны Петергофа как практическое пособие по физике», «Наука для Дороги жизни…».

Представьте себе: чтобы перевезти некий тяжелый предмет на судне, это судно надо притопить, а потом еще и дополнительно нагрузить. Решение, мягко говоря, неочевидное. А между тем так было с Гром-камнем — мегалитом, на котором стоит «Медный всадник». Просто погрузить глыбу на барку не получится: судно бы раскачалось, камень рухнул в воду. Барку подтопили, разобрали борт, лебедками с нескольких судов втащили камень, опять заделали борт и помпами начали выкачивать воду. Но глыба была такой тяжелой, что из воды показались лишь нос и корма, а на середину барки камень продолжал давить — вот-вот судно расколется. Было предложено дополнительно нагрузить нос и корму, установить распорки — словом, сделать так, чтобы нагрузка распределилась по барке равномерно.

И получается задача из раздела «Механика» и на тему «Условия плавания тел». Оцените максимально возможную массу утяжеляющих грузов и балок, которыми следовало нагрузить и укрепить барку, чтобы не только оторвать Гром-камень от дна, но и переправить его по воде к Сенатской площади. Да, и учтите особенности глубин Финского залива. Известные условия: перемещаемая масса камня, размеры барки, минимальная глубина на маршруте, плотность воды, ускорение свободного падения… (эту задачу учитель опубликовал на своей страничке в «ВК»).

После такого смотришь на «Медный всадник» как на памятник не только первому императору, но и мастерам и инженерам XVIII века, комментирует учитель. Для гуманитариев эту задачу можно облегчить. Для продвинутых — на­оборот: Гром-камень ведь и по суше транспортировали, так что можно «довесить» сложностей — рассчитать все с учетом деревянных балок, медных шаров и прочих приспособлений, с помощью которых тянули мегалит.

Другая задача — «Давление твердых тел». Твердое тело — это полуторка, груженная мешками с мукой. И давит она на лед Ладоги. По которой идет Дорога жизни. Задача: определить, какое количество мешков муки может погрузить и перевести за раз водитель полуторки по льду Ладоги, если в определенное время года, согласно историческим данным, толщина льда была примерно 15 см? Известны площадь опоры одного колеса, масса полуторки, есть таблица максимально допустимых давлений в зависимости от толщины льда…

А что тут решать‑то: в источниках читаем, что каждая полуторка везла по семь мешков муки. Но по вычислениям получаем шесть. Как же так? Леонид Дедюха показывает фото: заводская полуторка (по ней и считали) — и та, которая непосредственно перевозила грузы. Последняя была облегченной: без определенных деталей, иногда без дверей, просто с брезентовой занавеской. Потому и могла перевозить больше. «Решая такие задачи, мы уходим от общих слов, от пафоса в разговоре о блокаде и показываем реальный подвиг людей: шоферов, физиков, инженеров», — комментирует Леонид Анатольевич.

Коллегам-конкурсантам из разных городов он приводит в пример другие возможные задачи. Например, Саратовский мост через Волгоградское водохранилище: одни пролеты выше других. Почему? Правильно, чтобы и высокие суда проходили. Может получиться задача по экономике: почему выгоднее было сделать не разводной мост, а такой, с высокими пролетами?

…В этом году призерами всероссийского конкурса «Учитель года России» объявили шесть человек, а не пять, как обычно. Призеры: Игорь Гребенкин, учитель истории и обществознания (город Губкин, Белгородская область), Александр Смокотин, учитель начальных классов (город Колпашево, Томская область), Екатерина Румбах, учитель русского языка и литературы (Челябинск), Светлана Великова, учитель русского языка и литературы (Майкоп, Адыгея), Ольга Коротовских, учитель русского языка (поселок Старопышминск, Свердловская область) и Изнаур Тазуркаев, учитель русского языка и литературы (город Грозный, Чеченская Республика).

Поздравляем Академическую гимназию № 56 и Леонида Анатольевича. Красивых вам задач!

Читайте также:

Отвлечься от боли. Новый учебный год начался и в петербургских больницах

Объединились в Содружество. Открылась выставка «Учителя блокадного Ленинграда: история подвига»


#учитель года #конкурс #учителя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7764) от 07.10.2024 под заголовком «Красивая задача».


Комментарии