Краны на Неве. Строители Большого Смоленского моста вышли в русло главной реки города

Менее полугода прошло с начала сооружения нового разводного моста через Неву — Большого Смоленского, а строители уже вышли к середине реки. При этом стройка ведется сразу с двух берегов. В акватории возведены два временных рабочих моста, и они становятся основным плацдармом для производства работ. Для прохода судов оставлен коридор шириной порядка 60 метров — таков размер будущего разводного пролета. Отметим: до этого в Петербурге не строили разводных мостов уже более 40 лет.

Краны на Неве. Строители Большого Смоленского моста вышли в русло главной реки города | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Строительная площадка на левом берегу сформирована полностью и занимает около двух сотен мет­ров. Береговая полоса укреп­лена и подсыпана песком, сооружены причалы для барж и судов, задействованных на строительстве. В этом месте на проспект Обуховской Обороны выходит Большой Смоленский проспект, по названию которого получил название и сам будущий мост.

— Как только было объявлено о начале строительства, работы начались без промедления, причем сразу широким фронтом. Главное на сегодня — возведен временный рабочий мост, который стал основной площадкой строительства, и мы приступили к сооружению русловых опор, то есть конкретно работаем на воде. Для этого необходимо было перебазировать одну из буровых установок с береговой линии на рабочий мост. Это непрос­тая операция: буровая установка относится к тяжелой строительной технике. Сейчас ведем бурение для обустройства буронабивных свай на четвертой опоре будущего моста, — рассказал начальник участка Дмитрий Васильев.

Со стороны левого берега конструкции дорожного полотна переправы будут установлены на пяти опорах. Как пояснил руководитель работ, первые две из них — береговые, а опоры под номерами 3, 4, 5 будут находиться на акватории, строители их называют русловыми. Каждая из опор — отдельное крупное строительное сооружение, ведь они должны будут выдерживать всю нагрузку пролетов моста и автомашин, когда по нему откроют движение. И потому главные их качества — надежность и прочность. Для каж­дой опоры разрабатывается свой проект. К примеру, основанием опоры № 4, которую обустраивают сейчас, станут 22 буронабивные сваи длиной порядка 50 метров: из них 10 метров — глубина реки, а на 40 метров сваи будут погружены в грунт.

Сооружение каждой сваи — тоже отдельная история. Сначала в дно реки погружают трубы, потом внутри их производят бурение, после этого сваю обносят арматурой и затем уже выполняется финишная операция — заливка бетона.

— По такой же технологии станут возводиться и другие опоры. Место для пятой, тоже русловой, сейчас обносим стенкой из шпунта. Впоследствии будем откачивать воду, чтобы подготовить площадку для установки опоры. С береговыми, конечно, проще: не надо осушать место для фундамента, и буронабивные сваи здесь будут на десяток метров короче, — отметил начальник участка.

Как уже сказано, строительство моста идет сразу с двух сторон Невы. С правого берега, в створе улицы Коллонтай, работы ведет другой мостоотряд, но по такой же строительной программе: сооружают опоры до середины Невы, на них будут устанавливать конструкции дорожного полотна. А на заключительном этапе строительства эти два отрезка моста соединят разводным пролетом.

Последнюю разводную переправу в нашем городе — Кантемировский мост — открыли в 1982 году, и то не через главную реку города, а через Большую Невку. Но мосты городу нужны, особенно на этом участке Невы: между Володарским и мостом Александра Невского разрыв 6,5 километра, что создает напряженную дорожную ситуацию на обоих берегах.

Большой Смоленский станет самым широким разводным мостом в Петербурге: 37,4 метра, его длина составит 1,6 километра, а вместе с развязками — 4,7 километра. Проектом предусмотрено шесть полос движения для автотранспорта — по три в каждую сторону, в центре проезжей части проложат трамвайные пути. С одной стороны моста будет пешеходная дорожка, с другой — велосипедная. Из шес­ти полос две выделят для общественного транспорта, четыре — для автомобилей. Разводной пролет — двукрылый, раскрывающейся системы. В сведенном положении высота центральной части моста над водой составит 15 мет­ров. Проблем для прохода судов по Неве он, повторим, не создаст.

Сооружение моста в створе Большого Смоленского проспекта обсуждали не один десяток лет. В качестве альтернативы рассмат­ривали проект тоннеля или высокого неразводного моста. Однако в конце концов остановились на нынешнем варианте. Переправа включена в новый Генеральный план Петербурга, а также в концепцию развития транспортной системы города. По расчетам, ввод его в эксплуатацию улучшит дорожную ситуацию сразу в трех крупных промышленных районах Северной столицы: Невском, Калининском и Красногвардейском, в которых проживают порядка 800 тысяч жителей.

Напомним также, что сейчас в Петербурге реализуется один из самых актуальных транспортных проектов — строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Стартовый ее этап — Витебская развязка, сооружение которой должно быть завершено в этом году. На втором этапе ШМСД запланировано строительство еще одного моста. Он соединит берега Невы в створе Зольной и Фаянсовой улиц. Кстати, совсем недалеко от Большого Смоленского.

Однако новая магистраль скоростного движения строится в рамках концессионного соглашения и будет платной автодорогой, как Западный скоростной диаметр. Таким образом, Большой Смоленской мост станет доступной альтернативой платному переходу через Неву. И важно, что первой строить начали именно эту переправу.

Стоимость сооружения Большого Смоленского моста предварительно оценивается в 50 млрд рублей. Из городского бюджета в 2024 – 2025 гг. планируется выделить более 27 миллиардов. Город рассчитывает и на федеральное софинансирование в реализации проекта, сооружение переправы одобрено правительством и непосредственно президентом страны.

— Сейчас на левом берегу на строительной площадке задействованы порядка 170 человек как инженерно-технического состава, так и рабочих специальностей: монтажников, арматурщиков, бетонщиков, плотников, водителей. Привлечено около 40 единиц самой разной техники. Разработан четкий поэтапный график работ, который строго соблюдается. Контрактный срок завершения строительства — 2029 год, — сообщил начальник участка Дмитрий Васильев.


#строительство #мост #финансирование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Краны на Неве».


Комментарии