Коровы впереди прогресса
Что-то подобное мы уже проходили четыре года назад: необъяснимый дружный взлет цен на гречку в регионах сразу на 30 — 60%, затем ажиотажный спрос на нее, подогревший еще больший рост. Повсеместное «взятие ситуации под контроль» чиновниками, вмешательство антимонопольщиков — и довольно скорое возвращение цен на круги своя. Нечто похожее наблюдается сейчас в России вообще и в Петербурге в частности. По крайней мере объяснения звучат те же.
С начала ноября гречка обходится российским потребителям дороже на 27,5%. За неделю 11 — 17 ноября на ожиданиях дефицита она прибавила еще 16,1% (в некоторых регионах недельный скачок достигал 50 — 80%). В петербургских магазинах гречка сейчас продается в среднем по 60 — 65, а в некоторых — 80 — 90 рублей за килограмм.
Правительство заявило, что подумывает пойти на крайние меры, открыв гречневые запасы Росрезерва. Региональные власти тоже не остались в стороне. «Мы уже составили обращение в Антимонопольную службу с просьбой разобраться, на каком этапе произошел рост цен и кто хочет заработать на этом», — заявил 20 ноября вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк.
Нынешний «гречневый кризис» спровоцировал не неурожай, а лишь слухи о нем, заброшенные кем-то в центральные СМИ (Минсельхоз уверяет, что гречихи нынче собрано с запасом — 744 тысячи тонн при среднегодовой потребности 550 тысяч). Эти слухи на фоне негативных потребительских ожиданий сработали, как детонатор...
И урожай зерна в России в нынешнем году весьма неплох — более 90 млн тонн, что позволит не только обеспечить внутренние потребности страны, но и экспортировать миллионов 20 или даже больше. Об этом уже заявлял министр сельского хозяйства Николай Федоров.
А как обстоят дела у аграриев Ленинградской области, коим надо не только накормить свой регион, но и помочь северной столице заместить на полках магазинов выбывшее из-за эмбарго импортное продовольствие?
Предварительные итоги сельскохозяйственного года, о которых на днях рассказал вице-губернатор Сергей Яхнюк, курирующий в правительстве 47-го региона агропромышленный сектор, в основных цифрах выглядят более-менее благополучно. Прирост валового производства по сравнению с прошлым годом — 1,6%.
Мяса в регионе вырастили 365 тысяч тонн, в том числе птицы 300 тыс. т, говядины — 30 тыс. т, свинины 35 тыс. т. По 2% прибавили овощеводы и производители молока (причем последние добились почти европейской годовой продуктивности — 7600 кг на одну корову, что на 216 кг больше, чем в прошлом году). Явно уродились зерновые: 121,5 тыс. тонн — на 17% больше, чем за прошлый сезон. Несколько меньше в Ленобласти нынче посадили и вырастили картофеля — 84,3 тыс. тонн. Зато с производством яиц сохранили стабильность — те же 3,1 млрд штук, что и раньше, несмотря на «сложное положение, в котором оказались некоторые небольшие птицефабрики, и на остановку работы «Приморской».
Большой рост в сельском хозяйстве, объясняет Яхнюк, в принципе возможен только в трех — пятилетней перспективе и только в том случае, если производитель будет уверен в востребованности продукции.
Пока же, судя по всему, освободившиеся для отечественного продовольствия полки экономического чуда в нашем сельском хозяйстве не вызвали. Даже те, у кого дела идут неплохо, кто и раньше делал ставку на постоянные инвестиции, модернизацию и развитие производства, в будущее смотрят с очень осторожным оптимизмом. Например, гендиректор агрофирмы «Выборжец» Денис Буданов. Его компания сейчас просчитывает возможность увеличить в будущем году на 20% производство зелени салатной группы, раза в три-четыре — баклажанов, подумывают о шампиньонах и даже, возможно, о теплице площадью 2 га для внесезонного выращивания клубники.
Все это потянет более чем на 1,5 млрд рублей. Но, отмечает Буданов, банковские ставки выросли, а условия получения кредитов существенно ужесточились уже сейчас. А что будет через два-три года, когда в новых тепличных комплексах вырастет урожай? Заметно опустевшие сразу после введения эмбарго полки уже занял другой импорт — порой менее качественный и подороже, но все равно выигрывающий конкуренцию в цене.
«Без реализации новых проектов, которыми мы занимались все последние годы, на рынке мы не удержались бы, — говорит Буданов. — Но теперь двигаться вперед вдвойне важно. Большие надежды у сельхозпроизводителей на возобновление субсидирования из бюджета процентных ставок по инвестпроектам, о котором говорят в последнее время. Это реально помогло бы многим представителям нашего агросектора приблизиться к уровню конкурентоспособности зарубежных компаний».
По мнению Сергея Яхнюка, винить аграриев Ленобласти в ускоряющемся росте цен на продовольствие петербуржцам не стоит — сельхозпроизводители работают не хуже и не меньше, чем прежде. География их поставок, а также пищевиков с августа тоже практически не изменилась — они по-прежнему в значительной мере ориентированы на рынок своей области, северной столицы и регионов Северо-Запада. Отпускные цены на местную продукцию выросли незначительно — всего на 10 — 15 процентов.
И зерна (ключевой сельхозпоказатель) в СЗФО нынче намолочено около 1 млн тонн при отличной, надо сказать, урожайности 32 центнера с гектара.
МЕЖДУ ТЕМ
В нынешнем году сумма государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Ленобласти из федерального и регионального бюджетов составила 7,4 млрд рублей. В том числе: на поддержку сельхозпроизводства — 5,9 млрд рублей, из федерального бюджета — 3,3 млрд (в 2013 году — 2,7 млрд) и областного — 2,6 млрд (2,4 млрд в прошлом году). По уровню поддержки АПК 47-й регион занимает четвертое место среди субъектов РФ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.
Комментарии