Коронавирус не отступает. Готов ли Петербург ко второй волне COVID-19?
Новый рост коронавируса в России вообще и в Петербурге в частности стал очевиден всем. Чиновники избегают словосочетания «вторая волна», однако это не отменяет необходимости что-то делать. С эпидемиологической точки зрения необходимы новые ограничения, однако здесь возникают другие проблемы. Во-первых, общество встретит их с куда большим негативом, чем встречало весной. Во-вторых, с трудом справившаяся с весенним ударом экономика может не пережить новой волны закрытий. Так что властям необходимо проплыть между Сциллой и Харибдой – и от взрыва пандемии защитить, и экономику не добить.
ФОТО Майи ЖИНКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС
Борьба за доверие
Прежде всего нужно понимать: никакие ограничительные меры не сработают, если народ будет воспринимать их в штыки. А на сегодняшний день такая опасность велика – после множества противоречивых решений и объяснений, а также из-за отсутствия внятной экономической поддержки.
Между тем изменить настрой людей не так уж сложно. Для начала необходимо четкое информирование: граждане не должны ломать голову в поисках сообщений о том, что можно, а чего нельзя. Нетрудно собрать всю информацию об ограничениях и рекомендациях в одном месте, причем указывать и штрафы, которые полагаются за нарушения, – без та ких штрафов сами ограничения не будут значить ничего.
Кроме информации важны и четкие объяснения – почему принимаются именно эти меры, а не другие.
А чтобы объяснения звучали логично, нужна еще одна «мелочь» – сами ограничительные меры должны быть разумными и адекватными. Весной и летом это условие, прямо скажем, соблюдалось не всегда – многие ограничительные меры до сих пор выглядят странными, причем никакого внятного анализа эффективности в широком доступе опубликовано не было. Проводил ли кто-нибудь такой анализ вообще – большой вопрос.
И, наконец, уважать и соблюдать ограничения должны сами представители власти – а к ним тоже есть вопросы. Скажем, месяц назад автор этих строк лично наблюдал, как на одном из мероприятий вице-губернатор возрастной категории 65+ напрочь игнорировал масочный режим, находясь при этом в закрытом помещении при большом скоплении людей.
Новый локдаун не нужен
Справедливости ради заметим, что общий подход российских и городских властей выглядит вполне грамотным. Карантин вводился на относительно ранней стадии, однако был совсем не жестким. В итоге эпидемия у нас развивалась гораздо более плавно, чем в Европе, где спохватились поздно и вынуждены были закрывать практически все. В России удалось избежать сильного всплеска, однако не наблюдалось и резкого снижения летом. По сути, мы выбрали не жесткий карантин, а скорее «шведскую модель», которую ожесточенно критиковали весной и которую в сентябре Всемирная организация здравоохранения признала-таки эффективной.
При этом важно понимать: государство при введении ограничений ориентируется не только и не столь ко на число заболевших. Главная задача – избежать взрывного роста и, как следствие, коллапса системы здравоохранения, неизбежного в условиях неконтролируемой эпидемии. Весной такая опасность была велика, поскольку о коронавирусе знали очень мало, из-за чего допускали множество ошибок, больницы были не готовы, а коллективным иммунитетом и не пахло.
Теперь ситуация иная – те 20 – 30% россиян, которые, по различным исследованиям, уже имеют антитела, не остановят эпидемию, но существенно ее сдержат, а система здравоохранения теперь гораздо более адаптирована к ковидным условиям, чем весной. Поэтому при тех же цифрах заболеваемости риски для государства и города заметно ниже, а значит, и ограничительные меры могут быть не такими жесткими. К сожалению, на все это смотрят обычные граждане и делают соответствующие выводы о низком уровне опасности. На самом деле риски снизились только для системы здравоохранения в целом, но для граждан опасность та же самая. Разумеется, кроме тех, кто уже переболел.
Потому столь же масштабный локдаун теперь не потребуется, а власти наверняка сосредоточатся на тех мерах, которые будут максимально эффективными с точки зрения борьбы с вирусом, но при этом нанесут минимальный ущерб экономике.
Эффективность и безубыточность
Прежде всего жизнь показала неэффективность целого ряда мер, которые второпях и в условиях нехватки информации вводились весной. Особенно это касается борьбы с вирусом на открытом воздухе. В марте-апреле такая мера казалась осмысленной, но с тех пор появилось достаточно исследований о том, что почти все риски относятся к закрытым помещениям. Более того, важным фактором риска с точки зрения смертности оказалась нехватка витамина D, то есть самого обыкновенного солнца.
Потому бессмысленно и даже вредно закрывать парки, спортивные и детские площадки, а также заставлять людей сидеть дома – в том числе и людей возраста 65+. Откуда им взять этот самый витамин D, сидя в темной квартире? Да и просто для иммунитета и здоровья человеку, извините, нужно гулять, заниматься спортом и т. д.
С другой стороны, закрытие общественного транспорта, безусловно, стало бы эффективной мерой – ведь он остается одной из главных, если не главной площадкой для массовых заражений. Однако такая мера привела бы к столь серьезному ущербу для экономики, что пойти на нее не решились даже весной. Безусловно, не решатся и сейчас.
Зато можно уменьшить риски, существенно сократив интенсивность людских потоков в транспорте. Как это сделать? Резко сократить число пассажиров, но ни в коем случае не уменьшая количество единиц транспорта – это, кстати, стало одной из весенних ошибок. Вероятно, стоит снова приостановить действие социальных транспортных карт для пенсионеров и других лиц из группы риска, чтобы стимулировать их к отказу от поездок.
Но главное, конечно, это перевести на удаленную работу всех, кого можно перевести туда относительно безболезненно, почти без ущерба для результата. Таких сотрудников сейчас немало на многих предприятиях. Понятно, в этом есть определенные неудобства, но есть и долгосрочные плюсы. Переход на удаленку стимулирует людей к пользованию современными устройствами и средствами связи, делает общество более подготовленным к процессу цифровизации и к техническому прогрессу в целом.
Другой вопрос, как именно власти могут заставить предприятия перейти на удаленку. Прежде всего чиновников можно переводить в директивном порядке – именно так уже поступили в Москве, где Сергей Собянин отправляет на такой режим 30% мэрии. С крупными предприятиями можно «поговорить по душам», что тоже порой приносит результат. Но в целом лучше всего работает «пряник» – можно предусмотреть бонусы для тех, кто «уводит» сотрудников из офисов. Контролировать это можно с помощью системы цифровых пропусков, которая уже действовала в Москве весной, хотя ее работа и вызвала немало вопросов.
Что касается закрытия отдельных отраслей бизнеса, то здесь нужно быть очень осторожным – они действительно могут не пережить нового удара, если не получат масштабной господдержки. При этом нужно понимать: с ростом заболеваемости, особенно если его не замалчивать, люди и сами будут становиться осторожнее. Те же рестораны и так потеряют часть посетителей, а ведь и без того риски заразиться там гораздо ниже, чем при давке в метро.
Риски в непродовольственных магазинах и торговых центрах повыше, но и здесь вряд ли стоит сразу переходить к драконовским мерам. Вообще для начала стоит начать жестко контролировать то, что уже введено, а именно – масочный режим. Его эффективность на данный момент сомнений не вызывает, по крайней мере в плане опасности подхватить тяжелую форму коронавируса. Однако требование к ношению масок в общественных местах игнорируют уже практически всюду в массовом порядке. Бороться с этим, извините, можно только одним способом – начинать штрафовать, причем не только магазины, но и конкретных нарушителей. Собственно, это и есть самая действенная мера. Причем, возможно, не потребуется даже массовых облав – достаточно будет небольшого количества показательных штрафов, о которых расскажут во всех красках по телевизору.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6776) от 02.10.2020 под заголовком «О карантине – «по душам»».
Комментарии