«Конвейер» для мастеров. Петербургские верфи модернизируют усилиями ОСК
Переход судостроительной отрасли на новые промышленные рельсы, предусматривающий шаги в рамках концепции «Судостроение 4.0», остается на особом контроле Морской коллегии РФ. Помощник главы государства Николай Патрушев, который ее возглавляет, обсудил ход этой работы с руководителями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда входят крупнейшие петербургские верфи и КБ.
ФОТО orbtal media on Unsplash
Специалисты корпорации минувшей весной предложили правительству РФ осуществлять долгосрочную стратегию развития ОСК, а фактически и всей отрасли, на основе этой концепции. Она предполагает масштабную модернизацию верфей, которые будут специализироваться на сооружении определенных типов судов, и строительство новых таких предприятий, включая Северо-Запад России.
Столь значимая трансформация отрасли, конечно, предусматривает разные виды господдержки. Но финансовыми вливаниями не обойтись, считают авторы инициативы. Многое тут будет зависеть от усилий самой ОСК по цифровизации верфей, применению облачных вычислений, внедрению 3D-печати, технологий дополненной реальности и искусственного интеллекта. Ожидается, что благодаря этому удастся ускорить и удешевить проектирование, ремонт и производство отечественных судов.
Концепция «Судостроение 4.0» направлена также на расширение компетенций в морском приборостроении и машиностроении, более активную работу по импортозамещению. То есть перспективы развития отрасли специалисты рассматривают сквозь призму этого документа не в отдельных ее сегментах, а значительно шире, в комплексе…
Ознакомившись с работой ОСК, председатель Морской коллегии РФ оценил текущее положение дел и дальнейшие шаги в этом направлении, в частности, переход на крупноблочное строительство, роботизацию и цифровизацию производства. В обсуждении приняли участие председатель совета директоров корпорации Андрей Костин и гендиректор ОСК Андрей Пучков.
Особое внимание на совещании было уделено мерам по совершенствованию финансового состояния судостроительных организаций (снижению издержек, росту доходности верфей, их выходу на новые рынки и т. д.) и развитию кадрового потенциала. Это те ключевые факторы, без улучшения которых достигнуть технологической независимости отрасли будет вряд ли возможно.
Отрасль как никогда нуждается в притоке квалифицированных инженеров, грамотных мастеров и умелых рабочих, прозвучало на встрече. Большие надежды в этом смысле корабелы связывают с проектом «Завод — втуз», который корпорация подготовила и запустила. Речь идет о деятельном сотрудничестве верфей с профильными колледжами, техникумами и морскими вузами.
Один такой образовательный «конвейер» по подготовке кадров для ОСК в стенах знаменитой Корабелки (СПбГМТУ) корпорация уже запустила. Студенты этого вуза будут активнее проходить стажировку на ее верфях, а ведущие специалисты морского технического университета примут участие в составлении образовательных программ, заточенных под нужды ОСК. Эти же вопросы, кстати, намечается подробно рассмотреть в ближайшее время и на заседаниях рабочих органов Морской коллегии РФ.
МЕЖДУ ТЕМ
Обсуждавшиеся на встрече меры должны привести также к расширению линейки судов класса «река — море», строящихся на отечественных верфях. Этой теме была посвящена первая конференция владельцев и операторов судов, которую ОСК недавно провела при участии руководителей десяти крупнейших судоходных компаний России. Они поделились опытом эксплуатации танкеров, сухогрузов и барж, построенных на верфях холдинга. А он представил новые проекты торговых серийных судов заказчикам, которые предложили шире использовать композитные материалы, позволяющие увеличить дедвейт судов за счет снижения их веса и осадки.
Читайте также:
Старейшее промышленное предприятие Петербурга «Адмиралтейские верфи» отметило своё 320‑летие
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7803) от 01.12.2024 под заголовком ««Конвейер» для мастеров».
Комментарии