Конка не пострадает. На Андреевском бульваре ведут масштабную реконструкцию теплосети
Траншеи, ограждения и рамки мощных труб, проложенных над бывшей пешеходной зоной на 6 – 7-й линиях Васильевского острова. Так сейчас выглядит Андреевский бульвар — часть улицы от собора апостола Андрея Первозванного до памятника конке, что у станции метро «Василеостровская». Масштабную реконструкцию трубопровода тепловой сети ведут на всем протяжении 6 – 7-й линий — от Большого проспекта Васильевского острова до набережной реки Смоленки.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Теплосети, проложенные под этими линиями, тридцатилетней давности, построены они еще в 1994 – 1995 годах. Весь эксплуатационный ресурс теплосеть здесь выработала, к тому же современные технологии и материалы не чета тем, что использовались в 1990‑е. Тем не менее свои тридцать трубопроводы с честью отслужили, теперь требуется их реконструкция. Необходимость в ней доказывает «дефектная ведомость»: за последние десять лет на этом участке зафиксировано более 500 случаев возникновения неисправностей — от протечек до серьезных прорывов труб с горячей водой.
По проекту, будет обновлено более 4200 метров сетей, проходящих под 6 – 7-й линиями. Изношенные трубы заменят на новые стальные в пенополиуретановой теплоизоляции. По расчетам, за счет современных материалов они должны будут прослужить уже не тридцать лет, а не менее полувека. Кроме того, трубопровод оснастят системой оперативно-дистанционного контроля, которая будет вести постоянный мониторинг состояния теплоизоляционного слоя. При этом обслуживание потребителей улучшится уже сейчас, даже еще до окончания реконструкции.
— На данном этапе ремонта сооружается временная тепловая сеть — для подачи тепла и горячей воды на период работ. Сейчас переключаем на «времянку» потребителей — жилые дома и учреждения. Поэтому еще до завершения работ жители избавятся от неприятностей, связанных с протечками на изношенных трубах. Временная тепловая сеть надежная и будет функционировать вплоть до прокладки нового трубопровода. Начали работы с Андреевского бульвара — это участок от Большого проспекта до Среднего, затем соорудили временную теплосеть от Малого проспекта до набережной Смоленки. Остался участок от Среднего проспекта до Малого. Но и здесь уже закончены работы на пересечении 6 – 7-й линий со Средним проспектом, а также на территории школы № 755, в которой располагается Региональный центр аутизма. У школы мы проложили временную теплосеть еще в августе, специально, чтобы дети могли ходить с 1 сентября на учебу по чистой территории, а не через стройку, — рассказал нашей газете представитель заказчика на производство работ Александр Воровский.

Андреевский бульвар — парковая зона, поэтому к организации работ здесь особое внимание. Деревья на бульваре оградили специальными конструкциями, чтобы защитить их от повреждений при проведении строительных работ. Причем относятся эти деревья к ценным породам, в частности, на бульваре высажены пихты, которые строители обещают сберечь.
— Каждое дерево у нас на учете, и на бульваре они будут сохранены. Возможно, некоторые деревья во дворах попадут в зону строительства, они будут пересажены. Как при всяком строительстве, у нас оформлен порубочный билет, в соответствии с которым все поврежденные газоны и зеленые насаждения будут компенсированы высадками, а территории благоустроены после завершения работ, — пояснил Воровский.
Не пострадает и памятник конке, так же как и туалет, неподалеку от него расположенный. Сейчас они обнесены ограждением, хотя подойти к памятнику можно, как и воспользоваться туалетом. Строители отмечают, что эти объекты производству работ не помешают.

Андреевский бульвар на 6 – 7-й линиях, как известно, пешеходная зона. Но не сейчас, когда ведется реконструкция теплосети. Поэтому жителям близлежащих кварталов Васильевского острова приходится приспосабливаться из‑за стройки к новым маршрутам.
В частности, на всем протяжении от Большого проспекта до Среднего перехода для пешеходов от 6‑й линии на 7‑ю нет. На строительном объекте все же организовали дополнительный сквозной проход у дома № 44, доступный для использования, правда, только по окончании ежедневных строительных работ на участке. Также сотрудники расширили пешеходную зону по четной стороне, обеспечили проезд для автомобилей специальных служб и доступ для вывоза мусора.
— Проблема в том, что, по законодательству, мы не можем пропускать людей через производственную зону, это запрещается. В районе фонтанов организован переход с одной стороны улицы на другую, но он открывается, когда рабочий день закончен. Стесненность — одна из главных сложностей этого проекта. Нет возможности складировать грунт, демонтированные трубы, все это сразу вывозим из рабочей зоны. Отмечу еще, что техника двигается прямо по вырытой траншее, других возможностей для производства работ нет, — поделился технологическими нюансами представитель заказчика.

Безусловно, стройка в историческом центре, к которому, конечно же, относится эта давно обжитая часть Васильевского острова, всегда сопряжена со сложностями как для строителей, так и для жителей. Но важен результат: реконструкция трубопровода обеспечит надежность теплоснабжения 157 зданий, среди которых 121 жилое, 5 детских и 8 лечебных учреждений. Срок завершения всех работ на 6 – 7-й линиях — конец октября 2026 года. При этом в ближайшие пять лет на Васильевском острове заменят порядка 75 км трубопроводов.
Отметим также: буквально в последние год-два петербургские энергетики заметно увеличили темпы и объемы обновления наиболее проблемных участков магистральных сетей. За минувший год было реконструировано 19,3 км трубопроводов большого диаметра. В 2025‑м проводятся или начинаются работы по реконструкции 63 километров магистралей. Это позволит обеспечить надежным теплоснабжением более 6 тысяч зданий — жилых домов, школ, детских садов, больниц и других социально значимых учреждений.
Как заявляют в Смольном, масштабное обновление магистральных тепловых сетей ждет Адмиралтейский, Центральный, Кировский, Красносельский, Калининский, Василеостровский, Выборгский, Приморский, Московский, Красногвардейский, Невский и Пушкинский районы.
Уже начаты работы по реконструкции 2320 метров тепломагистрали «Рылеевская», от которой зависит теплоснабжение 20 тысяч жителей Центрального района. Модернизацию проводят участками: вслед за монтажом временной магистрали на отрезках будут перекладываться основные сети с последующим восстановлением благоустройства. Среди других объектов реконструкции, на которых уже работают специалисты, — тепломагистрали «Куйбышевская», «Автовская», «Полюстровская», «1‑я Синопская», «1‑я Главная», распределительная сеть «Кораблестроителей».
В Красносельском районе в связи с высоким износом участка распределительной сети «Маршала Захарова» было принято решение оперативно приступить к его реконструкции — уже началось строительство временного трубопровода. В Приморском районе ремонтируют теплосеть по улице Академика Шиманского — от набережной Черной речки до улицы Савушкина. Здесь перекладывают 1,3 километра магистрали, что позволит переключить абонентов Чернореченской котельной на Молодежную и обеспечит надежным теплом 618 зданий.
Одновременно с реконструкцией магистральных трубопроводов продолжается перекладка внутриквартальных сетей, а также модернизация источников генерации: все городские котельные в Петербурге перевели на экологически безвредное топливо — газ.
Читайте также:
Петербургские энергетики капитально отремонтировали системы теплоснабжения в 271 жилом здании
В Красносельском районе Петербурга стартовала масштабная реконструкция тепломагистрали
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7998) от 23.09.2025 под заголовком «Конка не пострадает».





Комментарии