В Петербурге создали проект «Мосты осажденного города»

С первых дней войны ленинградские мосты были взяты под вооруженную охрану стрелков как стратегические объекты, обеспечивающие жизнь города. Их маскировали, восстанавливали после бомбежек. И все же с Аничкова моста коней пришлось убрать, а Троицкий после блокады еще два года ремонтировали... О том, как защищали ленинградские переправы от врага, рассказывает проект «Мосты осажденного города».

В Петербурге создали проект «Мосты осажденного города» | Фото: Mayya666 / pixabay

Фото: Mayya666 / pixabay

- В проекте представлены редкие фотографии и уникальные архивные документы из пяти городских хранилищ. На их основе создана летопись борьбы за мосты блокадного города: как их охраняли, эксплуатировали, ремонтировали. Фашисты бомбили мосты как ключевые объекты, обеспечивающие жизнь города. Их надо было защищать, восстанавливать, приводить в действие, - рассказал главный инженер «Мостотреста» Андрей Кочин.

Один из первых документов, опубликованных в проекте, - приказ, изданный в июле 1941 года, о передаче наиболее важных объектов города, в том числе мостов, под вооруженную стрелковую охрану. При этом в дни всеобщей мобилизации работники «Ленмостотреста» получили бронь от призыва в армию, настолько было важно обеспечить четкую эксплуатацию переправ. А позднее, уже в годы блокады, этим специалистам выдавали усиленные пайки, такие же, как бойцам на фронте.

387 ленинградских мостов нужно было не только защитить от вывода из строя, но и сохранить их архитектурное оформление. Конные скульптуры Клодта с Аничкова моста пришлось убрать. Их демонтировали, переместили в сад Дворца пионеров, законсервировали и закопали в саду на все блокадные годы. Спрятали так, что потом даже с некоторым трудом отыскали это место. Но зато сразу после полного освобождения от фашистской блокады кони и наездники вернулись на мост.

Часть переправ придумали декорировать под развалины, чтобы фашистские летчики считали их разрушенными и не бомбили вновь. Некоторые, такие как Ушаковский, Каменноостровский, Екатерингофский мосты, надо было усиливать, поскольку через них часто проходила тяжелая военная техника - танки, орудия. При этом переправы через Неву разводились довольно часто для пропуска кораблей. Блокадные разводки, как правило, производились не ночью, а днем.

Как ни старались мосты маскировать и защищать, бомбы в них, конечно же, попадали. Не раз приходилось восстанавливать Дворцовый, благо разводной пролет тогда был деревянным и его легко можно было заменить. Тяжело пришлось Троицкому мосту, который после освобождения от блокады еще долго ремонтировали. Кстати, и до сего дня при ремонте набережных строители обнаруживают в чертежах пометки: бомба. Тогда приходится вызывать саперов.

Информационный проект «Мосты осажденного города» размещен на сайте «Мостотреста» и открыт в дни празднования 75-й годовщины Ленинградской победы. Он будет дополняться и дальше - новыми архивными фотографиями и документами.

- У хранителей архивов тема мостов всегда вызывает интерес, хроника военных действий почти всегда связана с борьбой за переправы. Исследовать еще есть что. Например, хочется понять, как жителей города информировали о дневных разводках переправ, - отметила Анастасия Конохова, куратор проекта от архивного комитета города.

Ранее портал МИА МИР сообщал, что школьники приняли участие в акции «Блокадная ленточка».

#мост #блокада #проект #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком «Кони на военной переправе».


Комментарии