Конец мусорного моратория? В Петербурге все еще нет плана работы с отходами

Наверное, все мы устали жить в ожидании мусорной реформы. В регионе ее откладывают то ли третий, то ли четвертый год. Власть именует это мораторием. На самом деле город все еще не готов даже предъявить федеральным властям и горожанам сколько-нибудь внятный план.

Конец мусорного моратория? В Петербурге все еще нет плана работы с отходами | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Его еще называют территориальной схемой, в которой должно быть расписано, сколько и какого мусора производит город, куда его складирует, кто и как его затем вывозит, и главное – куда. Только четко ответив на все эти вопросы, можно устанавливать новые «мусорные» тарифы и переводить услугу по утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) из категории жилищных в категорию коммунальных.

В прошлом году город и область пришли к выводу, что отдельные территориальные схемы не имеют никакого смысла, поскольку в любом случае оба региона тесно связаны: город везет свои отходы на областные полигоны, которые уже трещат по швам. Это дает области возможность ставить городу свои условия, в том числе финансовые. Уже сейчас регион-сосед отказывается принимать не обезвреженные (не высушенные) ТКО.

Тесную взаимосвязь регионов отметила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко, когда изучала подготовку обоих к реформированию отрасли. При этом и она, и генеральный директор компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев в качестве основной задачи выдвигали не разрастание полигонов, а развитие перерабатывающих отходы отраслей.

Тема не нова. К 2030 году в Петербурге должны (по крайней мере так записано в законодательстве) сортировать 100% производимого мусора и вдвое снизить объемы, которые вывозят на полигоны. Пока сортируют всего 30%. Таковы данные, имеющиеся у Абрамченко. Хотя доподлинно определить эти проценты чрезвычайно трудно. Так, вице-губернатор Петербурга Валерий Пикалев, формулируя задачи, стоящие перед городом, сказал, что «в числе первоочередных мероприятий – уточнение объемов образования отходов в Петербурге и актуализация реестра мест их накопления». Иными словами, мусор сегодня – великая неразгаданная загадка.

Что касается переработки некоторых полезных фракций, извлекаемых из общего объема ТКО, то – да – отрасль мало-помалу развивается. Предприятия (в основном небольшой частный бизнес) закупают вторсырье на сортировочных пунктах или у «диких» сборщиков полезных отходов (часто это дворники, для которых многие граждане отдельно складируют бумагу, картон, пластик, металлические обломки). Некоторые сортировочные предприятия дожили до той стадии развития, при которой они и сами готовы устанавливать на контейнерных площадках собственные резервуары. В основном – для пластиковых бутылок.

Отрасль развивается поступательно, не очень-то согласуясь с целевыми показателями экологического оператора. Вместе с ней растет и сознательность горожан, которые, видя, что пластик реально вывозят, все с большим энтузиазмом запихивают бутылки в соответствующие емкости.

Заставить переработчиков форсировать свое развитие, расширять производство? Поможет ли это делу? Кто же будет брать на себя повышенные обязательства, не будучи уверенным ни в том, что пластик поступит вовремя в нужном объеме и нужного качества, ни в стабильности спроса на продукцию из вторсырья?

«Эта задача подразумевает сложную кропотливую монотонную работу, – заметила Виктория Абрамченко. – Нам необходимо создать инфраструктуру для обращения с ТКО. Мы видели такие объекты на территории Ленинградской области, но их должно быть гораздо больше. И они должны быть разные». Губернатор области Александр Дрозденко всецело согласился, отметив, что область заинтересована в развитии технологий глубокой переработки мусора. А также подчеркнул, что хорошо было бы построить на территории области «современные технопарки по глубокой переработке твердых бытовых отходов». Правда, пока никто не прояснил, что именно надлежит понимать под этим красивым выражением «современные технопарки». Как никто не произнес вслух, кто именно будет владеть этими производствами и какие технологии там будут применять.

Правда, в Петербурге уже существует комплекс сортировки, который можно считать технологически продвинутым: предприятие, расположенное в Обухове, учреждено «Спецтрансом-1». Здесь мусор измельчают, сепарируют с помощью магнитных и оптических приборов. Металл и пластик – в переработку; то, что может гореть, – на топливо; остальное – под пресс и на полигон. Технология, давно известная в Европе, но пока еще не слишком распространенная в России. И недешевая. Во всяком случае пока Обуховский комплекс даже не может сам себя обеспечить энергией, используя производимое топливо.

Вопросов и к технологиям, и к организации работы с ТКО еще множество. Тем не менее, по словам Дениса Буцаева, уже в текущем году Петербург и область должны совместно перейти на новую схему, осуществив наконец мусорную реформу. Так что, возможно, срок моратория истекает.

#мусор #отходы #план

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (6896) от 05.04.2021 под заголовком «Конец мусорного моратория?».


Комментарии