Колокольня Владимирского собора снова стала созывать своим звоном прихожан на службу
До этого почти век она была лишена голоса. Два года назад колокола подняли на высоту более сорока метров в звонницу, и в самом центре Петербурга снова стал слышен торжественный малиновый звон.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Подъем колоколов стал большим событием для прихожан собора и довольно сложной технической операцией. В стародавние времена, когда только возвели колокольню, самый большой десятитонный благовест транспортировали на заданную высоту на ручной тяге, перекинув веревки через мощные балки здания. При этом пришлось разбирать все попутные перекрытия. В XXI веке все колокола поднимали краном, не допустив, как отмечают, ни одного касания до стен и конструкций, хотя расстояние между колоннами здесь не столь велико.
— Колокола звонят теперь каждый день по десять минут перед утренней литургией и вечерним богослужением. Раздается перезвон и в большие церковные праздники, например, в День Крещения Руси, который отмечали не так давно, 28 июля. При колокольне у нас организована школа колокольного мастерства, одна из первых в Петербурге в постсоветский период. Кроме того, наш великолепный мастер старший звонарь Владимирского собора Владимир Кайчук проводит мастер-классы, предоставляя возможность ударить в колокол гостям. Для многих это трепетный момент, — рассказывает руководитель по экскурсионной работе собора Янина Жбанова.
У Владимирской колокольни, как у многих других церковных строений, большая и сложная судьба. В послереволюционные годы, в период церковных гонений, колокола были сброшены и отправлены на переплавку по специальной программе «Колокола на индустриализацию». В годы Великой Отечественной войны, к счастью, колокольня уцелела, хотя на ее стенах и лестнице видны вмятины и пробоины от осколков. При реставрации здания эти послания войны решили не заделывать, а сохранить на память будущим поколениям. Только в 1990‑е годы собор стал собирать колокола для звонницы. Часть из них подарили петербургские театры, они использовались там в качестве реквизита. Некоторые колокола были переданы Петропавловским собором. Сейчас здесь 13 колоколов, включая благовест.
История строительства колокольни, какой мы ее видим сейчас, заняла три четверти века. В 1786‑м закончили сооружение Владимирского собора, а спустя три года была возведена и колокольня. Любопытный момент: кто из архитекторов проектировал Владимирский собор, доподлинно неизвестно. Есть разные версии — архивные документы не сохранились. Зато автора проекта колокольни мы знаем — Джакомо Кваренги, придворный архитектор при дворе Екатерины Великой. Поначалу колокольня была не очень высокой и по сравнению с собором выглядела приземистой. Только спустя 77 лет уже по проекту архитектора Франца Руски был возведен второй ярус. С тех пор колокольня высотой 61 метр стала одной из высотных доминант центра имперского Петербурга, а прихожанами Владимирской церкви были в свое время многие выдающиеся деятели русской культуры — квартировавший по соседству Федор Достоевский, Николай Некрасов, Николай Римский-Корсаков, Александр Куприн, Лев Гумилев и многие другие.
Сегодня со смотровой площадки колокольни открывается панорамный вид на весь город: в зоне видимости Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы, Спас-на-Крови, Михайловский замок. Смотровая площадка Владимирской колокольни, куда ведут 212 ступеней, расположена на высоте 41,5 метра и лишь два с половиной метра, между прочим, уступает колоннаде Исаакиевского собора. Отсюда, от Владимирской площади, хорошо видна и главная доминанта современного Петербурга — 400‑метровое здание «Лахта-центра» на выезде из города.
— Построена колокольня в сочетании двух архитектурных стилей. Изначально — елизаветинское барокко. Но достраивалась она уже с элементами классицизма. Казалось бы, стили совершенно разные: барокко — пышный торжественный, классицизм — сдержанный и строгий. Однако мастерство архитекторов позволило соединить два этих стиля так, что высотное строение смотрится вполне органично, — говорит Янина Жбанова.
Еще одна особенность Владимирской колокольни — она настолько объемна, что в ней разместились сразу несколько подсобных помещений. В частности, именно в этом здании находится реставрационная мастерская Владимирского собора и мастерская по золочению, где опытными специалистами восстанавливаются древние иконы, золотятся элементы иконостаса, пишутся новые образы. При этом в штате собора не только реставраторы и золотых дел мастера, но и собственный архитектор.
Есть у колокольни и штатный звонарь, который служит здесь уже не один десяток лет. Владимир Степанович пришел в собор как специалист по золочению, чем занимается и сейчас. Но второй его профессией — по делу и по душе — стало колокольное искусство.
— Меня пригласили в храм на реставрацию царских врат в 1989 году. Уже в ходе работы познакомился с местным звонарем — Иваном Аверьяновым, а когда поднялся к нему наверх, будто искра, как говорят, пробежала. Почувствовал — это мое. Через полгода Иван Антонович как раз уходил на пенсию, и я стал штатным звонарем собора, — рассказал перед очередным сеансом колокольного боя Владимир Кайчук, ставший признанным мастером своего дело.
Владимира Степановича приглашают для участия во многих торжественных ритуалах, проходящих в Петербурге. Вот и на недавнем Главном военно-морском параде в колокола звонницы на Сенатской площади звонил именно он, и это отнюдь не механическая работа, каждый сеанс колокольного боя особенный. Прежде необходимо настроиться, обязательно прочесть молитву, а уж затем подойти к колоколам.
— Колокол — инструмент культовый, для звона важны три вещи: темп, тембр, ритм. Из всех церковных искусств — это самое доступное, но отношение к звону трепетное. Задача — созвать людей в храм и славить Бога. Главный колокол — благовест. А что такое благая весть — это Евангелие, — рассуждает звонарь, и над Петербургом раздается торжественный бой благовеста с радостным перезвоном еще более десятка колоколов.
Читайте также:
Деревянный объект культурного наследия начала ХХ века нуждается в реставрации
В Петербургском союзе художников состоялся «круглый стол»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7727) от 15.08.2024 под заголовком «Темп, тембр, ритм…».
Комментарии