Колокольня Николо-Богоявленского собора после реставрации вновь радует петербуржцев своим звоном
Эта колокольня в стиле елизаветинского барокко молчала почти три года. И такое безмолвие было совершенно не свойственно этому неповторимому петербургскому уголку города — с Крюковым каналом, где жил генералиссимус Суворов, Мариинским театром поблизости, наконец — великолепным собором. Впервые с 1956 года колокольня Николо-Богоявленского Морского собора проходила полноценную научную реставрацию, и в этот период ее колокола не звучали. Меньше года назад реставрация завершилась, и вот корреспонденты нашей газеты побывали в этом уникальном здании-памятнике.
ФОТО Марии ШЕРИХ
— Была большая радость для всех прихожан, да и жителей исторического района Петербурга — Коломны, когда после долгой реставрации сняли леса и колокольня предстала в своем первозданном виде и предназначении — в качестве высотной доминанты всего пространства вдоль Крюкова канала, вернув его к своему историческому облику, — рассказывает руководитель по экскурсионной работе собора Янина Жбанова.
Колокольня, как и сам Николо-Богоявленский собор, построены в 1758 году по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии Саввы Ивановича Чевакинского. Это лучшее его творение и лучший образец в Петербурге того пышного архитектурного стиля.
История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Морская направленность ощущается сразу, как только входишь в часовню, расположенную в нижнем ярусе колокольни, — на стенах размещены мемориальные мраморные доски, на которых значатся имена моряков-подводников, отдавших свою жизнь за Родину. Таким образом увековечены экипажи подводных лодок «Курск», «Охотское море», Б-87, К-159, К-401 и других.
Традиция сохранять при Морском соборе имена погибших моряков очень давняя. С середины XIX века имена погибших офицеров стали помещать на мемориальные доски в полковых храмах. Такие доски были во всех церквях гвардии и военно-учебных заведений. На них значились имя, отчество и фамилия, воинское звание, дата и место гибели. Таковы были открытые синодики вечного поминовения. Во время панихид они прочитывались полностью. Панихиды по всем погибшим служили ежегодно, по специально установленным в каждом храме дням.
Имена моряков, погибших за Родину за все время существования флота, в 1913 году были помещены на мраморных досках в Кронштадтском Морском соборе. Все эти памятные доски, хранившие имена героев, после революции были уничтожены, однако в наши дни воссозданы. И только в Никольском Морском соборе сейчас можно увидеть поистине чудом сохранившиеся доски, прочесть давно забытые имена героев, почтить их память. Это важно, в том числе для родственников, которым некуда прийти помянуть погибших в водах морей и океанов моряков. Отметим также: в церковном саду в 1908 году установлен «Цусимский обелиск» — памятник героям броненосца «Император Александр III», погибшим в 1905 году в Цусимском сражении.
Возведение колокольни велось одновременно со строительством собора: в 1756 году ее заложили, а в 1758‑м уже освятили. Савва Чевакинский не только создал проект, но и лично руководил строительством. Любопытный момент: в то время Крюкова канала еще не существовало. Однако его прокладка планировалась, и Чевакинскому необходимо было предусмотреть это в проекте. Получилось невероятное сочетание — устремленная ввысь колокольня, как доминанта над всем будущим пространством, в том числе с учетом водной глади, будущих переправ через канал и других водных артерий. Семимостье с колокольней и в некотором отступлении от канала собором стало одной из визитных карточек Петербурга того и нашего времени.
Все детали тщательно продуманы: строение разделено на ярусы, и каждый последующий ярус более вытянут, этим подчеркивается устремленность ввысь. Внизу 16 колонн с коринфскими капителями, и они тоже зрительно вытягивают здание ввысь.
Верхний фонарик, где располагается часовой механизм, деревянный (из сосны), обшитый лиственницей. Считается, что это одна из старейших сохранившихся деревянных конструкций в Петербурге — большая редкость. Дерево, конечно же, обветшало. Когда проводились реставрационные работы, некоторые детали заменили. Но в целом подлинное наследие — елизаветинское барокко — сохранено.
По сути, сегодня горожане видят то, что видели и петербуржцы в середине XVIII века.
Еще один удивительный факт: колокола здесь с момента постройки, отлиты в Туле на Демидовских заводах. Когда на верхний ярус был поднят колокольный набор, то его голос оказался одним из лучших в Петербурге и особо впечатлил императрицу Елизавету Петровну, по повелению которой собор и колокольня строились. Любовь императрицы к колокольному звону была известна, и она повелела забрать этот набор колоколов в Царское Село. Там предполагалось строительство новой колокольни, и Елизавета Петровна захотела слышать ее звон постоянно. Колокола сняли и отвезли в Царское Село. Для Морского собора заказали отлить такие же колокола: тем же весом, тех же размеров.
— Однако в Царском Селе возводить новую колокольню отказались, а на старую колокола не подошли по размеру, и они вернулись сюда. Таким образом колокольня обрела два набора колоколов. Часть из них во времена СССР были изъяты на индустриализацию, однако некоторые сохранились. Еще и потому, что Николо-Богоявленский Морской собор один из немногих в городе, которые были открыты весь советский период, в том числе в годы войны. Благодаря тому, что храм не закрывался, он сохранил и внутреннее убранство, и внешнее, и духовные традиции, — говорит Янина Жбанова.
Колокола те же, исторические, но управляются они системой электронного звонаря, ее установили еще в советское время. Колокольня Никольского собора хоть и высокая, но довольно стесненная. Вверх ведет узкая лестница, причем первые метры — вертикальный трап, подниматься очень сложно. Еще и этим обосновывают появление электронного звонаря. Каждый колокол сам рассказывает свою историю, по его окружности надпись: когда отлит, кому посвящается, кто жертвователи.
Еще одна из особенностей колокольни Николо-Богоявленского собора — часы. В ходе реставрационных работ их запустили, установив новый механизм. Он настроен так, что каждый час раздается бой, а каждые три часа играют мелодию из акафиста Святителю Николаю, поскольку храм Николо-Богоявленский.
Собор и колокольня построены в одном стиле, и это создает единый гармоничный ансамбль. Особенно он ощущается, когда смотришь с ярусов колокольни на собор. Или из окна верхнего храма на колокольню. Виды и в одну, и в другую сторону великолепные. Кстати, теперь на очереди — реставрация самого собора, которая тоже назрела. Особая гордость Никольского Морского собора — удивительной красоты иконостас: тончайшая деревянная резьба, уникальные иконы. Сегодня интерьеры собора и колокольни выглядят именно такими, какими они были созданы, какими их видели на протяжении более 260 лет.
Читайте также:
В Кингисеппе завершился реставрационный ремонт Екатерининского собора
В Петергофе завершили реставрацию западного фасада собора Петра и Павла
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7741) от 04.09.2024 под заголовком «Золотое барокко над каналом».
Комментарии