Коллонтай в конце тоннеля

Проектировщики сегодня думают над тем, какой быть новой переправе через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. Возможно, это будет мост, но не исключен вариант тоннеля, который теоретически может помочь в случае застройки участков под съезды жилыми домами. Впрочем, судя по ситуации со строительством других мостов в городе, здесь до возведения чего бы то ни было дело дойдет нескоро.

Коллонтай в конце тоннеля | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

1Шина.jpgНовая переправа через Неву в этих местах планировалась еще в конце 1950-х годов. Рассматривался вариант размещения ее в створе проспекта Елизарова. В нынешнем виде, в створе Большого Смоленского и Коллонтай, мост хотят построить с 1970-х. Уже не первый год он включен в генплан города. В 1990-е годы было выполнено технико-экономическое обоснование строительства моста. Но оно, очевидно, устарело.

Заведующий кафедрой организации перевозок автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Горев считает, что новый мост будет иметь значение прежде всего как новый путь для общественного транспорта. Например, по нему было бы целесообразно проложить трамвайную линию.

«Жители громадных районов смогут на трамвае по Коллонтай, не заворачивая на мост Александра Невского, сразу выезжать на проспект Обуховской Обороны и далее по той же мощной сквозной линии легкорельсового транспорта двигаться до улицы Маршала Говорова. Эта линия есть в отраслевой схеме, она свяжет несколько линий метро и районов: Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский», — считает эксперт.

Автомобильный транспорт, по мнению Горева, заберет на себя другая переправа. «Для широтной магистрали, которая свяжет ЗСД и Кольцевую автодорогу (и, скорее всего, будет платной), предусмотрен мост в створе Зольной улицы», — полагает эксперт. Бывший главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев высказал нашему корреспонденту другую точку зрения. Новая переправа в створе Коллонтай будет иметь значение и для автомобилистов.

«Мост необходим городу для решения вопросов отвода транспортных потоков от центра Петербурга на Кольцевую автомобильную дорогу и широтную магистраль по створу улицы Коллонтай, Большого Смоленского проспекта, улицы Салова и Благодатной улицы», — говорит Митюрев.

Об этом проекте в Смольном вспоминают эпизодически. Однако в последний раз, когда высокопоставленные чиновники заговорили о замысле публично (это было в прошлом году), речь зашла даже о конкретных цифрах. Тогдашний глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Дмитрий Буренин заявил, что мост нужен городу для вывода транспорта из центра. Стоимость оценили примерно в 12 миллиардов рублей. По мнению наблюдателей, в такую немалую сумму может обойтись строительство моста вместе с подъездами.

1Красный.jpgНаконец, в марте нынешнего года городское правительство объявило конкурс на предпроектные работы. Победу одержал институт «Гипростроймост — Санкт-Петербург». Мы обратились в эту организацию с просьбой рассказать о том, как идет разработка переправы. В институте оказались готовы дать только самые краткие комментарии. Во-первых, прорабатывается сразу три варианта проекта: традиционный для Петербурга разводной мост, высоководный вантовый и тоннель. Зачем разрабатывать идею с подземной переправой, не очень понятно. Ведь шансы на ее реализацию невелики.

Впрочем, при некоторых условиях проект тоннеля когда-нибудь может быть осуществлен — если не останется никаких других вариантов. Тоннель можно построить так, что он не потребует длинных съездов. А с пространством для маневров на будущей стройке как раз-таки есть проблемы. В зоне строительства Большого Смоленского моста, на углу Общественного переулка и Перевозной набережной, есть участок, выкупленный одной корпорацией под жилой комплекс. Может повториться история, которая произошла с переправой через остров Серный. Там, как сообщала наша газета, до строительства самого моста дело еще не дошло, а возможные места для устройства подъездов к нему уже заняты жилыми комплексами. Градозащитников же пугает, что неизбежен снос исторической застройки на проспекте Обуховской Обороны.

Разработки, которыми занимается «Гипростроймост», предварительные, это еще даже не проект моста. В институте прорабатывают не только технические решения, но и их экономическое обоснование. Вердикт, что именно строить, вынесут в Смольном. Материалы туда инженеры обещают передать в декабре.

Когда последуют дальнейшие шаги по реализации этого проекта — например, конкурс на проектирование, пока неясно. «Необходимость строительства моста в створе Большого Смоленского проспекта четко определена городом. Надеемся, реализация данного проекта не заставит себя долго ждать», — сказали нам в институте.

Между тем в нашем городе запланировано строительство сразу нескольких мостов через Неву. Но то, что они есть в генеральном плане, как водится, не значит, что их в обозримой перспективе начнут строить.

Самый известный проект перехода через Неву — Орловский тоннель. Его строительство Смольный посчитал слишком затратным. Как альтернатива предлагался мост в створе Феодосийской и Орловской улиц, который связал бы Смольную и Свердловскую набережные. Властям хотелось построить именно вантовый мост, но в профильных комитетах — по градостроительству и архитектуре и по охране памятников — дали по предварительному проекту отрицательные заключения. Он не соответствовал по высоте зданиям в центре города. Позднее из уст чиновников звучали заявления о том, что проект Орловского тоннеля может быть реабилитирован.

По мосту в створе Фаянсовой и Зольной улиц никаких громких заявлений в последнее время не делалось. В 2012 году собирались было объявить конкурс на его проектирование, но он был отменен, как сообщалось, в связи с нехваткой финансирования. О новом конкурсе пока ничего не слышно. Примерно то же можно сказать о мосте в створе Арсенальной и Чугунной улиц. В Смольном хотели заказать его предварительное проектирование. Но, насколько известно, и здесь далеко дело не двинулось.

1Закрыто.jpgНово-Адмиралтейский мост, который, как ожидается, расположится между 16 — 17-й и 18 — 19-й линиями Васильевского острова, прорабатывался более детально. Проектирование вел институт «Стройпроект». Проводили даже натурные испытания с установкой в Большой Неве опор будущего моста. Как сообщалось, архитектура новой переправы будет подобна ближайшему мосту — Благовещенскому. Строительство было отложено из-за нехватки средств.

Мосту в районе острова Серный (соединит Петроградскую сторону и Васильевский остров), возможно, повезло больше. По нему недавно назывались сроки начала строительства — 2015 год. Проектная документация разработана и отправлена недавно в Главгосэкпертизу. Но пока не решен вопрос с подъездами к мосту.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О том, какими должны быть новые переправы в Петербурге, мы спросили историка архитектуры и известного специалиста по мостам Андрея ПУНИНА:

— На мой взгляд, в центре города уместнее всего стилизации под старину, как, например, было сделано с Благовещенским мостом в ходе его реконструкции. Этот мост был узковат, и поэтому его перестроили. Но снова его новаторским конструкциям придали внешний вид, напоминающий старый Благовещенский. Это откровенная стилизация, однако она очень удачна, в данном случае — с градостроительной точки зрения.

А вспомним Дворцовый мост... На него очень сложный был конкурс. И фермам в итоге придали очертания, напоминающие арки. Что, в общем, сохраняется до настоящего времени.

Вантовые мосты мне, несомненно, нравятся. И я за то, чтобы они активно строились. И за последние годы много построено, в том числе в нашей стране. Они наиболее быстрые для автомобильного транспорта. Можно ли их строить в центре? Остров Серный — это все-таки не совсем центр. И там вопрос еще не решен.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии