Колесо доедет до пиролиза
В промзоне поселка Металлострой введен в строй цех по переработке резинотехнических изделий, прежде всего автомобильных шин, методом низкотемпературного пиролиза. Проект стоимостью около 45 млн рублей реализован консорциумом «ЭкоТехБиоЭнерго».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Технология пиролиза - процесс разложения отходов под воздействием высоких температур без доступа воздуха - известна уже более ста лет. Сегодня ее используют около 70 стран. В России же она пока не очень распространена. И в Петербурге это первое подобное предприятие. Тем не менее оборудование здесь полностью отечественного производства, правда, «доведенное до ума».
Как рассказал руководитель компании-разработчика ООО «Чистая энергия» Вячеслав Филиппенков, удалось найти решения, опережающие не только российскую, но и европейскую практику. В нашей стране используются пиролизные установки, которые после завершения каждого цикла переработки надо останавливать, охлаждать, выгружать продукцию - и снова разогревать, запуская в работу. Именно на этапе выгрузки сухого остатка так называемой сажи происходит основное загрязнение окружающей среды. В новой установке, по словам Филиппенкова, даже оператор не видит процесса выгрузки, все происходит герметично и процесс не перерывается. Беспылевая выгрузка и непрерывная работа применяются на европейских предприятиях, но там автопокрышки предварительно измельчают до состояния «чипсов». Российские изобретатели предложили уникальное загрузочное устройство, позволяющее отправлять в реактор шины целиком. И - немаловажная для нашего северного города деталь - таким образом можно перерабатывать и шипованные шины, которые не принимают предприятия, изготавливающие резиновую крошку.
Из 12 тонн автопокрышек (полная разовая загрузка реактора) получается около 4,5 тонны пиролизного масла, которое разлагается на различные фракции - от мазута до бензина, 1,5 тонны металла и 2 - 2,5 тонны технического углерода, который затем перерабатывается в активированный уголь, востребованный в различных процессах - от очистки воды до обогащения золотоносной руды. В целом выход вторичной продукции составляет около 85% от сырья. Остальное - это газ, который используется на самозапитку процесса пиролиза.
Мощность модульной установки составляет 5 тыс. тонн в год. При этом только в Петербурге ежегодно образуется от 50 до 60 тонн отработавших автомобильных покрышек, не считая других резинотехнических отходов. В поставщиках нового предприятия уже числятся такие крупные компании, как «Петербургский метрополитен», ООО «Нокиан Тайерс», ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», три автотранспортных предприятия и другие.
Автомобильные шины относятся к IV классу опасности. Выброшенные на свалку, они разлагаются более ста лет, при этом происходит загрязнение почвы, вымывание токсинов и канцерогенных веществ грунтовыми водами. При высокой температуре воздуха жарким летом также происходит выделение высокотоксичных соединений.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 037 (5899) от 02.03.2017.
Комментарии