Главная городская газета

Когда с хлебом можно играть

  • 24.11.2014
  • Ольга Шервуд
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью

Бандит, терроризировавший юг Петербурга, получил по заслугам

В Московском районном суде вынесен приговор в отношении ранее неоднократно судимого 43-летнего уроженца Великого Новгорода. Как мужчина нарушал покой горожан – подробнее в нашем материале. Читать полностью
Реклама
Когда с хлебом можно играть | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Музей хлеба в новом здании представил свой Детский центр.

Нет нужды здесь снова толковать о том, почему именно в нашем городе столь важно объяснять и объяснить детям смысл хлеба в/для жизни. Музей хлеба, работающий в Ленинграде — Петербурге с 1988 года, помогал думающим родителям и педагогам делать это, как умел — традиционными способами. Экспонаты в витринах, рассказ тетеньки-экскурсовода, кроме так называемых интерактивных занятий, в абсолютном большинстве случаев — «руками не трогать».

Новые времена потребовали, а полученное музеем здание на улице Михайлова, 2, дало возможность в отдельном зале создать Детский центр — принципиально иное пространство для встречи отроков с Хлебом не как с едой (по-домашнему), не как с продуктом питания (по-музейному), а как с Идеей, Образом, Процессом, Историей, Сказкой и так далее.

Замешен и выпечен он в форме высококультурной и артистической — в форме умной большой игры, которую я бы определила примерно так: «Хлеб рассказывает о себе». И эта идея одушевления хлеба, прошу прощения, совершенно гениальна. Хлеб — живой, во-первых. Ребенку осознать что-то легче в диалоге, во-вторых.

Игра состоит из череды соревновательных — с собой и с товарищем — заданий. Складывая пазлы, совмещая «волшебные» круги, кидая кубики, юный человек (кстати, предполагается возраст от семи-восьми лет) вспомнит все, что знает о хлебе насущном вот уж действительно с пеленок. Ведь персонажей жизни Хлеба каждое дитя встречает еще в самых ранних своих сказках, загадках, песенках, картинках, мультфильмах. Ну хоть Печь. Или — Кот и Мышь. Или — Поле.

Но, перекатываясь, словно Колобок, от одного игрового модуля (так это именуется на взрослом языке методистов) к другому, ребенок не только мысленно соберет в один сноп уже известное, не только неизбежно узнает немало нового благодаря подсказкам, которые есть везде, где нужно, но и получит несколько целостных картин мира.

Вот «круговорот» забот и соответствующих хлопот и мыслей земледельца в течение календарного года как бы вертикально и в подчинении природе: от землицы до неба, от пахоты до праздников — выпекаемых к Рождеству да Пасхе видов хлеба, и к всякому случаю приметы, пословицы и обряды. Поймешь связь, совместишь три круга — услышишь колядку или как гуси кричат, улетая в жаркие страны.

Вот мир пахаря по горизонтали: его отношения со строениями, животными, орудиями и предметами труда (серп, цеп, борона, лошадь, изба, амбар, мельница...) с одной стороны и с мифологическими помощниками и противниками (тут Овинник, Дворовой, Русалка, Водяной, Полевик, Полудница...) — с другой. Это специально изобретенная настольная игра с тремя кубиками, карточками, интригами и выигрышем.

А вот хлебная карта всего мира: 14 главных злаков — и культурные традиции, которые ими порождены. Кукуруза преобладает в обеих Америках, просо и сорго — в Африке, ячмень — это Северная Европа и Тибет (оказывается, там кроме ячменя ничего не растет, самый морозоустойчивый злак). Рис — понятно, Китай и Япония. Россия — знамо, рожь, пшеница и овес. Овес любим еще в Великобритании. Пшеница — в Южной Европе и на Ближнем Востоке, но каждый народ придумал свои обряды, обычаи и рецепты.

Шесть пазлов, на которых нарисованы злак, который еще надо суметь определить, ландшафт, вид кушанья или питья — без ханжества, ведь и пиво народ, а не дьявол, придумал, культурный символ — скажем, хрестоматийная шишкинская «Рожь». Сложишь правильно — в центре получится картинка с символом региона. Гранитная сова, например, из северного модерна. Или наши березки.

Ну и много еще разного. Почти настоящая печка и мельничные жернова. Рукописная книга «Праздничный хлебный календарь», сделанная ребятами и педагогами центра дизайна Дворца творчества юных. Деревянный расписанный сундук с реальными горшками, кочергой, ситом и тому подобными предметами — дети нашего времени, как барчуки прошлых лет, иной раз не догадываются, что булки растут не на деревьях, не знают, как что выглядит и сколько весит ухват. Даже крутятся нон-стоп на экране три мультфильма на хлебно-кондитерскую тему — сделаны тоже специально для Детского центра режиссером Евой Дегтяревой.

Но все это чудесное, красивое и, что важно, по-разному веселое — по периметру большой комнаты Детского центра. Потому что в центре внимания огромный мягкий (!) каравай, над которым развешаны — почему-то хочу сказать: как у Чуковского — хлеба. И так устроено, что человек любого роста может буханку или багет, потянув, к теплому уху приложить — чтобы услышать его живой голос.

Говорят же они все голосами замечательных артистов, что просто волшебно. Ржаной круглый повествует о своих «страданиях», известных по русским сказкам и мифологическим рассказам, с благородным тембром Николая Сергеевича Мартона. Купеческая история Калача переливается и играет в неподражаемой манере Сергея Симоновича Дрейдена. О происхождении-смысле еврейской Халы рассказывает Татьяна Львовна Пилецкая. Праздничный Пряник звучит, как Андрей Носков. А иноземный романтический Крендель — как Носков Илья. Без Французского багета мы тоже не обходимся, и он «грассирует» с интонациями Ольги Белинской. Тандырную лепешку, столь прекрасную с зеленым чаем, представляет Полина Толстун. Да и центральный большой Славянский свадебный каравай тоже не молчит, только надо его обнять — и услышите Алексея Фалилеева.

Ну и, безусловно, нельзя было не дать голоса Блокадному хлебу. Это сделал Иван Иванович Краско, и «когда мы слушали в первый раз, прошибла слеза», признался Олег Николаев, куратор Детского центра, сотрудник бюро «АртТерра», филолог-фольклорист, который любезно угостил и меня всеми здешними познавательными забавами.

Осталось сказать, что изначальная идея, или концепция, принадлежит художнику Александру Райхштейну, который уже много лет блестяще работает для детей и в нашем городе тоже, о чем наша газета неоднократно рассказывала. Дизайн экспозиции, а также само ее исполнение — детище упомянутого бюро «АртТерра», работа которого хорошо знакома многим родителям и детям по разным проектам — например, в Музее Анны Ахматовой. Кураторы бюро — Ирина Бубырь, Мария Коростелева. Авторы художественного проекта — Сергей Бородкин, Владимир Мажуга; графика — Мария Лукка, Екатерина Никитина; архитектор — Наталья Крымская.

Всех трудно, увы, перечесть, но важно, что консультировали все дело руководитель Центра исследований детской литературы Пушкинского Дома профессор Валентин Головин и ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Олег Лысенко.

Ну и теперь, когда вы, надеюсь, собрались уже, подхватив детей, мчаться в Детский центр, сообщу: правильно спешите. Заодно увидите биеннале музейного дизайна, по-своему поучительную. Так вот, Детский центр пока работает только до конца биеннале — по 14 декабря по субботам, воскресеньям, понедельникам и средам с полудня до шести вечера.

Потому что новый дом Музея хлеба полноценно откроется лишь через год. Но это будет уже другая история.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook