Главная городская газета

Когда ревела Ладога

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

На южном берегу: для петербуржцев благоустроили пляжную территорию

Несколько лет назад этот берег если не ужасал, то наводил на грустные мысли. ЧМ-2018 видоизменил как территорию, так и историю этого места. Подробно исследуем, как оно стало одной из лучших зон отдыха для петербуржцев. Читать полностью

Жилая застройка уничтожит привычную наб. Лейтенанта Шмидта

Над набережной Лейтенанта Шмидта поднялся лес подъемных кранов - здесь застраивают жильем территорию сталепрокатного завода. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 25 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Электродепо «Южное» достроили...
Смольный «завяжет» зеленый пояс...
Два по сто!..
И другие новости. Читать полностью

«Алые паруса»: праздник для миллионов

Ленинградцы, которые придумали, как сделать одну из самых коротких ночей в году по-настоящему сказочной для выпускников, вообразить не могли, какие масштабы их «Алые паруса» приобретут.... Читать полностью

День ВМФ в Кронштадте: личные авто не пропустят

Въезд в Кронштадт 29 июля на личных автомобилях будет запрещен. Как теперь добраться до города? Читать полностью

Четыре килограмма наркотиков пытались провезти в Петербург

Не только наркотики были изъяты у членов межрасовой преступной группы. Читать полностью
Когда ревела Ладога  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Музее Дороги жизни в Осиновце отметили 75-летие начала действия водной дороги через Ладогу, еще до ледовой трассы связавшей осажденный Ленинград с Большой землей. 12 сентября 1941 года, спустя четыре дня после того как Ленинград оказался в блокадном кольце, буксир «Орел» привел в Осиновец первые две баржи с зерном и мукой. Там тогда еще не было причалов. Баржи разбило штормом, но груз все-таки удалось спасти...

В тот день, когда мы побывали на Ладоге, она ревела и бушевала. Как будто вспоминала о тех, кто погиб во время войны в ее водах. Волны с грохотом накатывались на берег - наверное, как и тогда, осенью 1941-го.

- Мы уже два десятка лет приезжаем в Осиновец в годовщину начала блокады, - рассказала руководитель Пушкинского отделения Общества жителей блокадного Ленинграда Майя Семенова. - Для нас это святое место, ведь большинство из нас были эвакуированы по Ладоге... Бывая здесь, мы отдаем дань памяти нашим матерям: они защищали страну и спасали нас, своих детей. Если бы не они, не было бы и наших детей, внуков, правнуков...

Майю Ивановну тоже эвакуировали через Осиновец - в марте 1942-го по льду Ладоги. Ей было тогда пять лет.

- Помню, как нас везли на грузовике и как полуторка, шедшая перед нами, ушла под лед. И как мама укрыла меня платком, чтобы я этого не видела. Люди мечтали о спасении, а находили на Ладоге могилу... И как мы приехали в Кобону тоже помню. И как нас там кормили, как голодные люди жадно набрасывались на еду...

Вместе с блокадниками Пушкинского района на Ладогу всякий раз приезжают дети. На этот раз - кадеты Первого пограничного кадетского корпуса. Торжественная церемония на берегу, слова напутствия... В воды Ладоги летят красные гвоздики...

К 75-летию начала действия водной Дороги жизни в осиновецком музее - филиале Центрального военно-морского - наконец-то завершена полная реконструкция. Теперь здесь все «с иголочки»: дорожки, мощенные плиткой, огороженные газоны, стильные фонари и скамеечки... Предмет особой гордости - ладожский променад длиной 176 метров. Чтобы его построить, озеро «отодвинули» от музея на шесть метров. Уже сложилась традиция: на этой набережной принимают присягу новобранцы расположенных рядом воинских частей...

Все объекты, находящиеся под открытым небом, отреставрированы. Над редчайшим экземпляром сторожевого катера МО-4 («морской охотник»), который находился в катастрофическом состоянии, возведен постоянный павильон из стекла и бетона.

По сравнению с прежней музейной экспозицией здесь появилось много нового. В первую очередь - площадка с артиллерийскими орудиями и зениткой, защищавшей берег Ладоги.

- Мы ее обнаружили лет восемь назад в болотах за мысом Морье, - рассказал директор осиновецкого филиала Александр Войцеховский. - Найти-то нашли, а как доставить? Нам повезло: как раз тогда к нам в музей приехал заместитель командующего военным округом. После экскурсии спрашивает: «Помощь нужна?». Я рассказал про нашу находку... Он посмотрел на командира полигона: «Чтоб завтра все было сделано!». На следующий день рано утром слышу: возле музея что-то рокочет. Смотрю: тягач уже притащил эту зенитку... Все-таки есть в армии дисциплина!

Для крупногабаритных экспонатов, которые нельзя хранить на улице, возведен отдельный павильон. Пока там только полуторка 1941 года выпуска, недавно прошедшая реставрацию.

- Скоро должен вернуться грузовик «ЗИС-5» 1935 года выпуска, который две блокадных зимы проработал на Ладоге. Затем реставраторы возьмутся за наш уникальный блокадный автобус «АТУЛ» (авторемонтный завод транспортного управления Ленинграда. - Ред.). Больше в мире таких нигде нет. Надеемся, к ближайшей годовщине снятия блокады его восстановят, - говорит директор музея.

В самом углу музея под открытым небом - бетонная площадка 15 на 25 метров. Она подготовлена, чтобы поставить на нее немецкий паром «Зибель».

- В бою за остров Сухо наши потопили шесть таких паромов, - говорит Войцеховский. - Один из них мы обнаружили после долгих поисков на середине Ладоги на глубине 39 метров. В прошлом году его обследовали водолазы, оказалось, что он в хорошем состоянии. В нынешнем планировали поднять, но, увы, помешали погодные условия. Теперь будем рассчитывать на будущее лето. Вся техника подготовлена. «Адмиралтейские верфи» берутся привести «Зибель» в надлежащий вид.

Мы заглянули и в новое здание музея - белое, остроносое, похожее на огромную сверкающую на солнце глыбу льда. По словам замдиректора Центрального военно-морского музея Надежды Морозовой, помещение в три раза больше, чем прежде, а число экспонатов увеличилось на 60%.

Из панорамных окон музея Ладога как на ладони...

- По нашей задумке, новый музей должен стать хранителем памяти о тех, кто ковал победу на Дороге жизни. Нам важны лица, имена и фамилии как военачальников, так и простых бойцов, - говорит Морозова.

Что еще здесь нового? Больше, чем прежде, образцов оружия. Новые экспонаты - модели кораблей Ладожской военной флотилии. Гораздо больше артефактов, связанных с работой водолазов, прокладкой трубопровода, прорывом энергетической блокады. Появился даже уголок, посвященный вермахту. Униформа, оружие, даже очень редкий экспонат - однозарядный фугасный огнемет.

- Мы все-таки должны показать, кого мы победили, - поясняет Морозова.

...Из старой экспозиции перекочевала электрифицированная карта Дороги жизни. Перенесли сюда даже подарки, которые в свое время были преподнесены музею. К примеру, макет ледовой трассы, изготовленный еще в начале 1980-х годов кружком «Судомоделист» нынешнего Морского технического колледжа. Сделан с любовью, хотя профессионалы, конечно, могут найти в нем огрехи...

Можно увидеть в экспозиции и модель долгожданного памятника Дороге жизни, который должны установить возле музея на фоне Ладоги. Пока там стоит закладной камень. Изготавливает монумент студия военных художников имени Грекова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook