Когда ревела Ладога
В Музее Дороги жизни в Осиновце отметили 75-летие начала действия водной дороги через Ладогу, еще до ледовой трассы связавшей осажденный Ленинград с Большой землей. 12 сентября 1941 года, спустя четыре дня после того как Ленинград оказался в блокадном кольце, буксир «Орел» привел в Осиновец первые две баржи с зерном и мукой. Там тогда еще не было причалов. Баржи разбило штормом, но груз все-таки удалось спасти...
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В тот день, когда мы побывали на Ладоге, она ревела и бушевала. Как будто вспоминала о тех, кто погиб во время войны в ее водах. Волны с грохотом накатывались на берег - наверное, как и тогда, осенью 1941-го.
- Мы уже два десятка лет приезжаем в Осиновец в годовщину начала блокады, - рассказала руководитель Пушкинского отделения Общества жителей блокадного Ленинграда Майя Семенова. - Для нас это святое место, ведь большинство из нас были эвакуированы по Ладоге... Бывая здесь, мы отдаем дань памяти нашим матерям: они защищали страну и спасали нас, своих детей. Если бы не они, не было бы и наших детей, внуков, правнуков...
Майю Ивановну тоже эвакуировали через Осиновец - в марте 1942-го по льду Ладоги. Ей было тогда пять лет.
- Помню, как нас везли на грузовике и как полуторка, шедшая перед нами, ушла под лед. И как мама укрыла меня платком, чтобы я этого не видела. Люди мечтали о спасении, а находили на Ладоге могилу... И как мы приехали в Кобону тоже помню. И как нас там кормили, как голодные люди жадно набрасывались на еду...
Вместе с блокадниками Пушкинского района на Ладогу всякий раз приезжают дети. На этот раз - кадеты Первого пограничного кадетского корпуса. Торжественная церемония на берегу, слова напутствия... В воды Ладоги летят красные гвоздики...
К 75-летию начала действия водной Дороги жизни в осиновецком музее - филиале Центрального военно-морского - наконец-то завершена полная реконструкция. Теперь здесь все «с иголочки»: дорожки, мощенные плиткой, огороженные газоны, стильные фонари и скамеечки... Предмет особой гордости - ладожский променад длиной 176 метров. Чтобы его построить, озеро «отодвинули» от музея на шесть метров. Уже сложилась традиция: на этой набережной принимают присягу новобранцы расположенных рядом воинских частей...
Все объекты, находящиеся под открытым небом, отреставрированы. Над редчайшим экземпляром сторожевого катера МО-4 («морской охотник»), который находился в катастрофическом состоянии, возведен постоянный павильон из стекла и бетона.
По сравнению с прежней музейной экспозицией здесь появилось много нового. В первую очередь - площадка с артиллерийскими орудиями и зениткой, защищавшей берег Ладоги.
- Мы ее обнаружили лет восемь назад в болотах за мысом Морье, - рассказал директор осиновецкого филиала Александр Войцеховский. - Найти-то нашли, а как доставить? Нам повезло: как раз тогда к нам в музей приехал заместитель командующего военным округом. После экскурсии спрашивает: «Помощь нужна?». Я рассказал про нашу находку... Он посмотрел на командира полигона: «Чтоб завтра все было сделано!». На следующий день рано утром слышу: возле музея что-то рокочет. Смотрю: тягач уже притащил эту зенитку... Все-таки есть в армии дисциплина!
Для крупногабаритных экспонатов, которые нельзя хранить на улице, возведен отдельный павильон. Пока там только полуторка 1941 года выпуска, недавно прошедшая реставрацию.
- Скоро должен вернуться грузовик «ЗИС-5» 1935 года выпуска, который две блокадных зимы проработал на Ладоге. Затем реставраторы возьмутся за наш уникальный блокадный автобус «АТУЛ» (авторемонтный завод транспортного управления Ленинграда. - Ред.). Больше в мире таких нигде нет. Надеемся, к ближайшей годовщине снятия блокады его восстановят, - говорит директор музея.
В самом углу музея под открытым небом - бетонная площадка 15 на 25 метров. Она подготовлена, чтобы поставить на нее немецкий паром «Зибель».
- В бою за остров Сухо наши потопили шесть таких паромов, - говорит Войцеховский. - Один из них мы обнаружили после долгих поисков на середине Ладоги на глубине 39 метров. В прошлом году его обследовали водолазы, оказалось, что он в хорошем состоянии. В нынешнем планировали поднять, но, увы, помешали погодные условия. Теперь будем рассчитывать на будущее лето. Вся техника подготовлена. «Адмиралтейские верфи» берутся привести «Зибель» в надлежащий вид.
Мы заглянули и в новое здание музея - белое, остроносое, похожее на огромную сверкающую на солнце глыбу льда. По словам замдиректора Центрального военно-морского музея Надежды Морозовой, помещение в три раза больше, чем прежде, а число экспонатов увеличилось на 60%.
Из панорамных окон музея Ладога как на ладони...
- По нашей задумке, новый музей должен стать хранителем памяти о тех, кто ковал победу на Дороге жизни. Нам важны лица, имена и фамилии как военачальников, так и простых бойцов, - говорит Морозова.
Что еще здесь нового? Больше, чем прежде, образцов оружия. Новые экспонаты - модели кораблей Ладожской военной флотилии. Гораздо больше артефактов, связанных с работой водолазов, прокладкой трубопровода, прорывом энергетической блокады. Появился даже уголок, посвященный вермахту. Униформа, оружие, даже очень редкий экспонат - однозарядный фугасный огнемет.
- Мы все-таки должны показать, кого мы победили, - поясняет Морозова.
...Из старой экспозиции перекочевала электрифицированная карта Дороги жизни. Перенесли сюда даже подарки, которые в свое время были преподнесены музею. К примеру, макет ледовой трассы, изготовленный еще в начале 1980-х годов кружком «Судомоделист» нынешнего Морского технического колледжа. Сделан с любовью, хотя профессионалы, конечно, могут найти в нем огрехи...
Можно увидеть в экспозиции и модель долгожданного памятника Дороге жизни, который должны установить возле музея на фоне Ладоги. Пока там стоит закладной камень. Изготавливает монумент студия военных художников имени Грекова.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (5786) от 13.09.2016.
Комментарии