Когда гараж не по карману
Привычная картина. Ранним утром и в вечернее время, когда граждане еще не отправились на работу или уже возвратились домой, внутриквартальные территории не только в историческом центре, но и в «спальных» районах буквально забиты автомобилями.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Приходится признать, что гаражная проблема для Петербурга, как хроническая болезнь. Усугубляется, несмотря на предпринимаемые властями попытки решить ее тем или иным способом. Бомжуют на улице автомобили, лишенные своего прежнего места жительства в плоскостных гаражах. Да и автомобилистам нового поколения некуда пристроить своих «железных коней». И это несмотря на то, что немногочисленные многоэтажные и подземные гаражи, как правило, предлагают купить или арендовать комфортабельное место для автомобиля.
Нельзя сказать, что в последние годы гаражному вопросу не уделялось должного внимания. Однако принятая городским правительством в 2010 году концепция создания и развития сети многоэтажных паркингов в Петербурге существенно ситуацию не поправила. Согласно концепции, за 5 – 7 лет в мегаполисе планировалось построить на средства инвесторов 500 тысяч машино-мест. Причем шаговой доступности и по доступной цене. Увы...
Первый конкурс был объявлен Фондом имущества 31 декабря 2010 года. По его условиям, за семь лет инвестор должен был построить 462 паркинга в 16 районах города. Участки планировали передать инвестору единым лотом. Но предложенная программа была признана сырой, некоторые участки были удалены от жилой застройки на 2 – 3 километра, и тендер не состоялся.
В декабре 2011 года комитет по земельным ресурсам сформировал новый список из нескольких сотен участков в городской черте, где можно было бы возвести многоуровневые паркинги. Он долго уточнялся, сокращался, согласовывался с депутатами ЗакСа. Параллельно обсуждалась идея реконструировать под многоуровневые парковки аварийные дома, что было бы актуально для центральных районов.
В таком случае выдвигалось обязательное условие для инвестора – сохранить фасады зданий. Кроме того, в помещениях для машин пришлось бы менять перекрытия и несущие конструкции домов. Плюс работа в историческом центре была бы сопряжена с дополнительными трудностями. Все это существенно увеличивало затраты на машино-место, и в итоге проект заморозили.
На стадии обсуждения завис и проект комитета по развитию транспортной инфраструктуры, призванный обеспечить подземными многоуровневыми стоянками центр Петербурга, глубина которых, предположительно, может достигать 33 метров. Среди возможных адресов назывались площади перед Смольным и ЗакСом, Стрелка Васильевского острова и Сенатская площадь. В Смольном рассматривалась также идея строительства, по примеру Москвы, временных паркингов между домами. Но и она притормозила на уровне проработки.
Гаражная проблема получила реальное воплощение только при строительстве новых жилых комплексов, где число парковочных мест проектируется с учетом принятых в каждом регионе нормативов. Там возведены как наземные, так и подземные паркинги.
В то же время, отмечает руководитель Общества автомобилистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерий Солдунов, «новые современные паркинги стоят полупустые, потому что стоимость машино-места оказывается неподъемной для большинства автолюбителей. Те, кто раньше ставил машину в гараж, сегодня не имеют возможности купить место в паркинге, потому что оно стоит дороже, чем сама машина».
Получается замкнутый круг. Автомобилей все больше, мест для открытых платных парковок все меньше, а развивать гаражный бизнес нет смысла, потому как из-за дороговизны машино-мест не хватает покупателей. Застройщики в свою очередь жалуются, что не могут снизить цену на машино-место, потому как стоимость продажи или аренды едва покрывает затраты на себестоимость.
Эксперты видят выход только в стимулировании строительства надземных и подземных гаражей через законодательные, в первую очередь федеральные, инициативы, которые смогли бы облегчить налоговую нагрузку на имущество и уменьшить себестоимость строительства и эксплуатации паркингов. До тех пор все останется как есть. Вялотекущее строительство, низкий уровень продаж и аренды и забитые автотранспортом дворы, квартальные проезды и тротуары.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5606) от 15.12.2015.
Комментарии