Когда стихами говорят сады. В «ЦПКиО имени С. М. Кирова» состоялась VI научно-практическая конференция
Конференция «Сохранение памятников садово-паркового искусства и гидротехнических сооружений. Символизм в исторических садах и парках» была организована КГИОП, двадцать докладов и сообщений сделали специалисты по ландшафтной архитектуре из Петербурга, Рязани, Саратова и Псковской области.
ФОТО Tatiana Balletti on Unsplash
Выступления участников точно соответствовали заданному формату конференции — «научно- практическая». За теоретическими штудиями следовали исторические изыскания по конкретным объектам и рассказы о проблемных сюжетах.
Именно с последнего и начну.
«Парк «Александрова дача» — так назывался доклад Елены Приходько, начальника управления историко-культурных ландшафтов и гидротехнических сооружений КГИОП. Большинство петербуржцев вряд ли знают о существовании такого памятника архитектуры, расположенного в южной части Павловска. Между тем он имеет интересную историю. В 1780‑е годы Екатерина II задумала построить усадьбу на землях, принадлежавших великому князю Александру и его воспитателю Николаю Салтыкову. Литературным прототипом усадьбы стала нравоучительная «Сказка о царевиче Хлое», которую императрица сочинила для своих внуков. Ансамбль включал дома Александра и Салтыкова, храм Розы без шипов — символа добродетели, храм богини Цереры в виде ротонды, павильон «Эхо», посвященный Флоре и Помоне, другие постройки, а также пейзажный парк с аллеями из лиственниц и лип в долине реки Тызва.
Здания строились, предположительно, по проекту либо Чарльза Камерона, либо Джакомо Кваренги. Документов или чертежей пока обнаружить не удалось. На сегодня от всего этого великолепия сохранились только руинированный павильон «Эхо» и фрагменты парка, в которых не читается историческая планировка.
Территория «Александровой дачи» поделена на участки. Одни находятся в федеральной и петербургской собственности, другие — в собственности юридических и физических лиц, третьи арендуются разными организациями, в том числе коллективным огородничеством. Для каждого участника такой «чересполосицы» КГИОП подготовил охранное обязательство в соответствии с занимаемым участком. Этот документ дает основание надеяться, что будет сохранено то, что осталось от символичного замысла Екатерины II.
Символике усадьбы Ильи Репина «Пенаты» было посвящено выступление Елены Гладковой, заведующей филиалом Музея Академии художеств — музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты». Хорошо известно, что символика башни Шехерезады и храма Озириса и Изиды связана с романтическими отношениями Репина и Натальи Нордман-Северовой. Но немногие знают, что в начале ХХ века на фронтоне южного фасада и в расстекловке одного из окон главного усадебного дома существовали изображения летучей мыши. Традиционно на Руси летучая мышь была символом домового, который отгоняет нечистую силу. Но если она залетала в дом, это считалось плохой приметой. Впрочем, существует и другая версия появления таких изображений. Автор картины «Бурлаки на Волге» был человеком практичным: он знал, что летучие мыши полезны, они питаются комарами и мошками. И нашел способ их отблагодарить.
Пример наивного символизма в ландшафтной архитектуре представила Дарья Баландина, научный сотрудник Музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново. В 1965 году, когда отмечалось 70‑летие со дня рождения поэта, рядом с домом, где он родился, был разбит парк. Его видовой состав определили, исходя из есенинских строк: «Белая береза под моим окном», «Клен ты мой опавший», «Ой ты, синяя сирень» и т. д. О символике в садово-парковом наследии Саратовского Поволжья рассказала Ольга Сокольская, профессор Вавиловского университета. В XIX веке Сильван Коревицкий, владелец усадьбы «Марфино», спланировал схему парковых дорожек в виде вензеля «К», а сады рядом с храмами часто имели в плане форму колокола.
Два доклада были посвящены масонской символике в исторических парках. Согласно исследованию Варвары Байрамовой, старшего преподавателя Лесотехнического университета, нет масонских символов в усадьбе Алексея Константиновича Толстого «Красный Рог» (Брянская область). Они появились как фантазии некоторых местных краеведов. Дело в том, что усадьба и парк были спроектированы во второй половине XVIII века графом Кириллом Разумовским, прадедом писателя. Он взял за основу типовой проект в «английском вкусе». Что касается белой акации и лип, популярных в масонской символике, то их появление объясняется тем, что Разумовский был президентом Ботанического общества и использовал «Красный Рог» как питомник.
А вот солнечные часы в виде круга из дубов в усадьбе «Тригорское», входящей в состав Пушкинского заповедника, можно отнести к масонским знакам. Дуб у масонов — символ твердости и добродетели. Об этом говорила в своем сообщении Галина Пиврик, главный хранитель музейных лесов и парков Пушкинского заповедника.
Практическую часть конференции завершила архитектор Елена Васильева. Она призвала отказаться от воссоздания утраченных двуглавых орлов и вензелей Николая II на решетке Сада 9 января. Они были уместны, когда эта решетка находилась у Зимнего дворца, и чужеродны саду, созданному в 1925 году. Кстати, архитектор Лев Ильин и садовод Рудольф Катцер нарисовали план сада в виде гвоздики — тогда популярного революционного символа.
Теорию обобщил и подвел итог конференции Михаил Потемин, главный специалист отдела историко-культурных ландшафтов КГИОП. По его словам, тысячелетний мировой опыт создания садов показывает, что они были символами рая, уединения, престижа, познания мира. В новых общественных парках необходимо отдавать дань этим мудрым традициям.
Читайте также:
КГИОП получил и рассматривает проект преобразований Почтамтской улицы в пешеходную
Три проекта из Ленобласти стали победителями Всероссийского конкурса проектов благоустройства
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7754) от 23.09.2024 под заголовком «Когда стихами говорят сады».
Комментарии