Ключ к Самсону. Как появился один из первых фонтанов Петергофа

Первым фонтанам Петергофа и всей системе, питающей их водой, исполнился 301 год. Дата не круглая, но важная и ежегодно отмечаемая в музее-заповеднике. Петр I задумал, а главное — реализовал идею морской резиденции, где бьющие водяные струи стали символом создаваемой им передовой страны.

Ключ к Самсону. Как появился один из первых фонтанов Петергофа | ФОТО автора

ФОТО автора

Современный человек далеко не всегда считывает аллегории, понятные для грамотных людей начала XVIII века. Но в летние дни в Нижнем парке Петергофа постоянно слышишь: «Какая красота!». И не увидишь ни одного мрачного лица. В нынешнюю жару на известных фонтанах-шутихах сотрудники музея гуманно не стали включать-выключать воду, чтобы неожиданно окатить публику. Они оставляли ласковые струи, которыми немедленно воспользовались как душем дети и некоторые взрослые, что стало большой радостью для всех без исключения. В тот день Нижний парк Петергофа посетили 25 тысяч человек, и это обычная норма для такой погоды.

Сергей Бондарев, заведующий отделом «Большой дворец ГМЗ «Петергоф», напомнил, что при Пет­ре I были созданы Большой и Марлинский каскады, фонтаны «Сноп», «Адам», «Пирамида» и еще несколько фонтанов. В 1723 году в Монплезирском саду появились шутихи «Водяная дорога» и «Диванчики» — в терминологии Петра «мочильные места». Они были созданы по чертежам архитектора Николо Микетти на основе царских эскизов. Петр I показывал гостям дворец «Монплезир», откуда начинался Петергоф, а потом предлагал пройти к диванам, которые располагались в конце тенистой аллеи. Гости не могли ослушаться, а стоило им зайти в аллею, как по знаку царя включалась вода, бившая из трубок, спрятанных в листве. Все спешили к диванам, где получали еще одну порцию водных процедур.

Но шутке — минутка, а основная часть фонтанов была наполнена не только водой, но и важными для первого российского императора смыслами. Таким был «Адам», аллегорический образ не только рая с дворцами и фонтанами, но и человека, который создаст подобный рай на земле, то есть Петра I. Мраморную статую создал венецианский скульптор Джованни Бонацца, она была заказана царем как часть коллекции скульптуры, в 1722 году стала украшением фонтана.

Фонтан «Сноп» в Монплезирском саду был запущен в 1723 году и символизировал плодородие и богатства в контексте царской резиденции — мощи и процветания России. Рядом, по задумке Петра, появились четыре фонтана-колокола, украшенные свинцовыми позолоченными статуями молодого Аполлона (или «Аполлино»), Ганимеда, Фавна и Вакха. В начале XIX века при замене на бронзовые реплики Ганимеда сменила Психея. Душа Петергофа находится именно здесь.

Алексей Ашихмин, специалист по музейным исследованиям ГМЗ «Петергоф», возвращает на землю: «Трубы, по которым поступала вода к фонтанам, использовали и для утилитарных целей. Во дворце «Монплезир» устроили туалеты со сливной канализацией, для этого воду из труб для фонтанов ­пустили под дворцом. Кроме того, одну трубу провели на кухню, где она накапливалась в специальном баке. Таким образом, благодаря фонтанам в «Монплезире» была устроена первая в России система водоотведения».

Идем к «Пирамиде». Это самый многоводный фонтан Петергофа, за одну секунду он расходует 100 литров воды. «Пирамиду водяную с малыми каскадами» строили по эскизу Петра I, который нарисовал четырехгранный семиступенчатый многогранник из 505 водяных струй. Версаль с его трехгранником был превзойден.

Фонтаны1_Пр.jpg
ФОТО автора

Мраморное обрамление «Пирамида» получила только в конце XVIII века, когда в моде был уже другой стиль — классицизм, но он не испортил барочный фонтан.

Андрей Бирюков, начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений ГМЗ «Петергоф», рассказал, что замысел и все гид­ротехнические решения Петровской эпохи используются до сих пор: «Сейчас фонтаны работают по той же технологии, что и триста лет назад. Когда необходима ­реставрация или какие‑то ремонтные работы фонтанов, мы стараемся использовать те же самые материалы: чугун и свинец. Поэтому все работы ведутся механическим, ручным путем. Единственное — в те времена для прокладок на соединениях между трубами использовалась бычья кожа, а сейчас либо свинец, либо вакуумная резина».

На вопрос, сохранились ли элементы петровского водовода, Бирюков пояснил: «Петровские трубы были деревянными, и только в XIX веке дерево начали заменять на чугун. Петровских деревянных трубопроводов, конечно, уже нет. Но в начале 2000‑х годов во время работ на Марлинском каскаде была работающая водоотводящая труба из дерева, ее фрагмент можно увидеть в Гроте Большого каскада».

Именно там, точнее, под восточной частью Большого каскада, мы встретились с фонтанным мастером Александром Корсаковым. Для «Санкт-Петербургских ведомостей» он рассказал, что его обычный летний рабочий день начинается в восемь утра — за два часа до пуска фонтанов, в первую очередь проверяется чистота территории. Зона ответственности Корсакова — «коридор» от Большого Петергофского дворца до берега Финского залива, а это 22 бассейна Морской аллеи, верхняя и нижняя террасы Большого каскада, «Самсон», фонтан «Корзина». Необходимо очистить все мраморные поверхности от загрязнений, проверить форсунки.

Запуск фонтанов проводится из нескольких точек. Задача смены фонтанщиков, состоящей из 15 человек, сделать это синхронно и так, чтобы струи воды в фонтанах во всех точках парка плавно поднимались до максимальной высоты. Благо дефицита воды нет. «Она поступает из многочисленных ключей, рек и речушек, питающих водоподводящую систему», — поясняет Корсаков.

В течение дня специалисты донастраивают сотни вентилей отдельных фонтанов и каскадов. Если дует сильный ветер, напор воды уменьшают, чтобы брызги не летели на публику — отнюдь не все, оказывается, в восторге от шутих.

Ознакомил фонтанных дел мас­тер и с небольшой частью своего хозяйства. Самый ближний от входа в Грот вентиль регулирует подачу воды в фонтан «Ракушка», вода в нем меланхолично изливается в форме ракушки. Большая зеленая труба подает воду на весь восточный каскад. От нее к отдельным фонтанам идут свинцовые трубки меньшего диаметра. Под зеленой трубой, подобно автодорожной развязке, проходит синяя «магистраль», она питает «Корзину» — центральный фонтан на нижней террасе. Его струи — девять вертикальных и двадцать обрамления — напоминают плетеную корзину.

А любимый у Корсакова фонтан, как и у большинства посетителей Петергофа, все‑таки «Самсон». Правда, у мастера свои приоритеты: «С ним меньше всего проблем. Он потребляет 70 литров воды в секунду, максимальная высота струи — 20 метров, и вода сама очищает бассейн около фонтана». Между прочим, с утра публика может увидеть, как Корсаков запус­кает главный фонтан с помощью большого ключа.


#Петергоф #фонтаны #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7237) от 22.08.2022 под заголовком «Ключ к Самсону».


Комментарии