Клумба раздора. Почему не все петербуржцы рады благоустройству дворов?

– Зачем вы так расхвалили наш двор в газете? Он еще больше теперь старых игрушек по всем газонам расставит, всякой ерунды на деревья навешает. Не газон, а сборище хлама, – возмущалась моя собеседница, позвонившая в редакцию. – Но другим-то нравится, особенно детишкам. Они ходят рассматривают, – пыталась возражать я. – Вот именно, что ходят. Все газоны вытоптали.

Клумба раздора. Почему не все петербуржцы рады благоустройству дворов? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В этом дворе с игрушечным царством, фонтанчиком и мельницей я оказалась не случайно. Пригласили жильцы дома, попросив рассказать о своем одиноком соседе, который по собственной инициативе благоустраивает двор. Но, как оказалось, не всем это по нраву – с чего это он вдруг здесь расхозяйничался?!

Не знаю, что там теперь, в этом дворе, который нынешняя зима щедро укутала снегом. Но вот в Невском районе одной клумбы под ним точно нет. Пару лет назад ее потребовал сравнять с землей некий аноним, написавший жалобу на портал «Наш Петербург». Клумба не отвечала его эстетическим чувствам. Что ж, возможно, ее создателю действительно не удалось блеснуть оригинальностью. Клумбу он сделал ради своей больной и неходячей сестры, чтобы она могла глядеть на цветы, сидя у окна. Но это обстоятельство никого не разжалобило.

Почему мне вспомнились эти истории из недавнего прошлого? Потому что подобные им происходят и сейчас. Противостояние между петербуржцами, которые самодеятельно благоустраивают территории около своих домов, и теми, кто считает, что делать им этого не следует, продолжается. Самый частый аргумент – несоответствие эстетическим вкусам окружающих.

В основном спор вызывают не газоны, на которых жильцы заботливо выращивают кусты и цветы, хотя и здесь не удается избежать упреков: мол, теперь с собакой и погулять негде. Не нравится оформление площадок или внутренних дворов, подчас не имеющих никакой зелени, разными декоративными элементами, а еще рисунками и надписями. Но, как мы все хорошо знаем, придраться можно к чему угодно. Например, лично я категорически против клумб из старых автомобильных шин: и некрасиво, и опасно. А вот насчет остального можно спорить.

И спорят вот уже семнадцать лет по поводу садика Маленького принца, что на Гражданском проспекте, 31. Эту общественную «планету» пенсионер Петр Петрович Люленов полюбил как свою и благоустроил по собственному вкусу, затратив немало средств. Здесь есть скульптуры, декоративные фонари, скамейки и даже настоящий фонтан, работающий по замкнутому циклу.

Многим нравится, но есть и недовольные. Одни – тем, что сад занимает обширное место, которое можно было бы использовать под парковку. По мнению других, оформление не соответствует петербургскому стилю. Им возражают: что лучше – загаженный двор с машинами под окнами, газон, огороженный пустыми пластиковыми бутылками (встречается повсеместно), или оригинальный сад? Точку поставили муниципалы, взяв энтузиаста и его дело под свою защиту.

Несколько зим подряд украшает двор на Ланском шоссе, 3, снежными скульптурами Владимир Николаевич Кузьмин. Вот и нынче здесь высилась Ростральная колонна и стояла красивая белоснежная ваза (издали ее можно было принять за мраморную). В следующем году, если зима не подкачает, Кузьмин планирует построить во дворе... Спас-на-Крови и даже покрасить его в соответствии с оригиналом. Творчество его всем нравится, а противник только один – солнце. Но наступит очередная зима, и Владимир Николаевич снова возьмется за дело.

А вот еще один «неформатный» и, пожалуй, самый известный двор, названный по имени его создателя бездомного художника и барда Нельсона Искандаряна. Двор находится в Петроградском районе на Полозовой улице, 6. Колоритный персонаж, живущий в подвале без окон с двумя кошками и вороном, расписал облупленные стены дома до второго этажа и соорудил из раскрашенных автомобилей, велосипедов, игрушек и странных артефактов инсталляцию.

Двор за несколько лет стал городской достопримечательностью, сюда даже приводили экскурсии. Но все эти художества и надписи были абсолютно далеки от стандартов благоустройства. И, несмотря на большое количество поклонников творчества Нельсона, победили те местные жители, которых, вероятно, больше устраивала серая унылость старых петербургских дворов.

В минувшем августе коммунальщики зачистили двор и закрасили стены. Но Нельсон отнесся к этому философски, руки не опустил и перед Новым годом снова взялся за кисть. Сначала появилась большая красная гвоздика на двери салона красоты, потом подсолнух, коты, изречения и даже серый слон. Поклонников у творца меньше не стало. Уже многие жители не только Петроградской стороны готовы ходатайствовать перед администрацией района, чтобы Искандаряну разрешили не только убирать двор, но и благоустраивать его. Говорят, сейчас они собирают подписи. Может быть, так следовало поступить изначально? Но художники творят, только руководствуясь вдохновением...

Известно, что в городе есть проекты, причем вполне успешные, вроде «Твоего бюджета» или «Родного района», нацеленные как раз на благоустройство. Наших персонажей в них вписать невозможно, поскольку по сути их деятельность – всего лишь самовыражение, индивидуальное творчество, не претендующее на фундаментальность, а значит, и долголетие. И все же узаконить такие инициативы, очевидно, настала пора. Если этого не сделать, любой самовольный арт-объект, как бы ни был он хорош или затратен денежно, может быть признан нарушением правил городского благоустройства и пасть жертвой даже одиночной жалобы.

#благоустройство #город #двор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (6878) от 10.03.2021 под заголовком «Ростральная колонна на Ланском шоссе».


Комментарии