Общественный транспорт Петербурга встретит КИСУ

Смольный готов потратить на новую систему 1,5 - 2 миллиарда рублей. В чем ее преимущества и как она работает?

Общественный транспорт Петербурга встретит КИСУ | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

В мегаполисе громоздкая и сложная система общественного транспорта меняется, как правило, малозаметно, постепенно накапливая потенциал для перехода на следующий уровень.

Петербургский городской транспорт, судя по всему, вплотную подобрался к таким переменам: в профильном комитете Смольного обещают до конца года доработать основы документа планирования и оптимизации маршрутной сети, вынеся проект на обсуждение общественности и транспортников. Некоторые заранее озвученные его положения, как показывает обсуждение в сетях, вызывают у петербургских пассажиров беспокойство. В первую очередь это планы по полному переходу всего городского транспорта на регулируемые тарифы - то есть по ликвидации маршруток как класса. Исчезнут ли шустрые, но в большинстве своем старые «ПАЗики» с улиц Петербурга?

- Мы работаем над тем, чтобы у нас в городе, как и в Москве, маршрутная сеть действовала только по регулируемому тарифу через государственные конкурсы, - говорит глава комитета по транспорту Александр Головин. - Считаем, что Петербург способен сделать так, чтобы для социальных категорий льготы предоставлялись на всем общественном транспорте. Исходя из этого и будет подготовлен окончательный документ по оптимизации маршрутной сети, который вскоре мы представим правительству города.

В течение всего прошлого года комитет по транспорту анализировал городские корреспонденции. В том же 2017-м пассажиропоток у большинства государственных перевозчиков - как наземного транспорта, так и метро - снизился на 2,1% (только у «Пассажиравтотранса» был прирост, но также скромнее обычного - менее 1%). Транспортники винят в этом ценовую новацию года - существенный отрыв разового тарифа от стоимости проезда по электронным проездным, после чего многие горожане пересели на коммерческие автобусы, вдруг оказавшиеся конкурентоспособнее социальных.

Изменить положение дел в рамках пилотного проекта попробовали локально летом прошлого года на проспекте Просвещения. Оптимизация заключалась в закрытии маршрута № К-121 с одновременным продлением трассы и усилением дополнительными бортами социального 121-го, изменении трасс № 205, К-108, К-199 и главное - обеспечении «зеленой волны» для трамвая № 100 путем оснащения системой обмена данными с контроллерами светофорных постов. Итог: снижение времени проезда трамваями перекрестков на 7%, увеличение числа основных рейсов на 5,4%. Всего за пять месяцев эксперимента - с сентября 2017-го по январь 2018 года - «соткой» было перевезено на полмиллиона пассажиров больше, чем за аналогичный период 2016 - 2017 гг. При этом удельный вес пассажиров, воспользовавшихся в прошлом году этим маршрутом, составил 10% от общего количества перевезенных петербургскими трамваями граждан.

- Пилотный проект на проспекте Просвещения показал хорошие результаты: уменьшилась нагрузка на улично-дорожную сеть района, улучшилась обстановка у станции метро, подходы к ней освободились, по пассажиропотоку мы наблюдаем положительную динамику, - сказал Головин. - Этот пилотный проект взят нами за основу для дальнейшей оптимизации маршрутной сети по всему городу.

Однако то, что сработало на небольшом участке, не означает автоматического успеха при простом масштабировании на огромный город. Чтобы система заработала, руководить ею должна суперсовременная и «суперумная» диспетчерская. Для чего и создается региональный центр управления транспортом и дорожным движением Петербурга.

В этом году Северная столица должна вплотную подойти к реализации «Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге» (КИСУ ГППТ). С переходом на эту систему будут автоматизированы контроль за исполнением договоров перевозчиками, расчет субсидий, планирование маршрутной сети и изменение в случае необходимости существующих маршрутов. У диспетчера даже появится возможность подключаться к камерам видеонаблюдения и проверять информацию от водителей для оценки ситуации и оперативного ввода объездных трасс. Точнее станет информирование пассажиров об ожидаемом времени прибытия автобуса или троллейбуса на остановку.

Ранее сообщалось, что бюджет потратит на это около 1,5 - 2 млрд рублей. Причем на окупаемость проект выйдет уже на второй год эксплуатации. Основные деньги придется потратить на оснащение подвижного состава (и государственного, и, что принципиально, вовлекаемого в проект коммерческого) современным бортовым оборудованием.

Прототип такого оборудования был продемонстрирован в мае прошлого года на автобусном маршруте № 36. Кроме разных возможностей оплаты (валидаторы, сэкоп, терминалы для бесконтактной оплаты картами PayPass, PayWave и «Мир», с помощью мобильника и QR-кода) здесь работали также стереовидеодатчики над дверями, считающие входящих в салон пассажиров. Информация о них поступает в бортовой компьютер, который параллельно отслеживает процесс оплаты. Если рассчитались меньше человек, чем вошли, компьютер призывает забывчивых это сделать, а также сообщает в диспетчерскую о «зайцах» на борту. И уже на следующей остановке в салон, скорее всего, войдет контролер...

«Зайцы» в наземном транспорте не редкость и при наличии в салоне кондуктора. Один не приложил «Подорожник» к валидатору, другой ухитрился помахать перед носом проверяющего уже использованным билетом, а кто-то рассчитался монетами за проезд, но билет не взял... Новая система поставит под контроль беспристрастной автоматики или вовсе заменит большую часть ручного труда на транспорте.

По подсчетам специалистов, внедрение КИСУ ГППТ высвободит на транспорте около 5,7 тыс. кондукторов.

Надо заметить, что и без того с каждым годом и месяцем сфера петербургского общественного транспорта становится все малолюднее, а это прямой путь к снижению издержек и повышению конкурентоспособности. Например, уходит в историю профессия мойщика: в 2017-м в трех автопарках «Пассажиравтотранса» были введены в строй новые моечные комплексы портального типа, до конца года нынешнего такие же заработают на остальных предприятиях. Новейшая технология замкнутого цикла (вода очищается и работает снова) экономит не только фонд заработной платы, но и ресурсы. В «Горэлектротрансе» с 2016 года заменены 17 моечных комплексов, ныне, по словам гендиректора ГЭТ Василия Острякова, «вопрос будет полностью решен».

В автопарке № 2 «Пассажиравтотранса» заработала автоматическая система централизованной раздачи и учета масла и ГСМ. Здесь же внедряют централизованный автоматизированный контроль давления воздуха в шинах и остаточной высоты протектора. Семь тяговых подстанций ГЭТ (№ 13, 18, 60, 72, 74, 84, 85) переведены на телемеханику на основе микропроцессорных устройств. На предприятии действует программа «Бережливое производство» - программа развития производственной системы ГЭТ с постоянными улучшениями. За прошлый год от работников было принято к реализации 40 проектов и 180 рацпредложений, уже в 2017-м экономический эффект от этого составил 700 тыс. рублей, в нынешнем будет не менее 30 млн рублей.

Похоже, бороться за пассажира наши перевозчики планируют, рассчитывая не на одни лишь бюджетные субсидии, но и повышая эффективность своей работы и комфортность транспорта для людей.

А что же «ПАЗики»? Как сообщили в «Пассажиравтотрансе», в ближайшие полгода на пригородных маршрутах с невысоким пассажиропотоком (конкретно - № 398 и № 435) будет испытываться новый российский автобус средней вместимости «ПАЗ-320435-04». Его салон рассчитан на 17 сидячих мест, в общей сложности машина вмещает 52 пассажира, но задняя площадка приспособлена для проезда инвалида-колясочника. На днях предприятие приступит также к испытаниям еще одного автобуса средней вместимости - «ЛиАЗ-429260» длиной всего 9,5 метра.

#транспорт #автобусы #маршрутки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6246) от 31.07.2018 под заголовком «КИСУ пассажир оценит».


Комментарии