«Кирюшу» на Урале ждут
Директор усаживает в кабину губернатора и везет - впечатляющая картина. Особенно если учесть, что поездка совершается не с мигалкой, а в кабину надо взбираться почти как на мачту корабля. Хотя в линейке продукции Петербургского тракторного завода (ПТЗ, входит в состав Кировского завода) колесный К-418, который нарекли «Кирюшей», не самый крупный. Но новинку показать лучше «изнутри», и директор сам садится за руль. Это уже традиция: точно так же Сергей Серебряков катал на своих «Кировцах» и министров, и главу правительства РФ. А теперь заводские просторы с высоты трактора увидел и губернатор Оренбургской области Юрий Берг, приехавший на подписание соглашения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вместе с ним прибыли руководители хозяйств, фермеры, ученые - около 150 человек. Все до единого в фирменных бело-красных бейсболках с надписью «Кировец», они организованно двигались по заводу, как тургруппа на Дворцовой площади. Правда, перемещались от одной заводской площадки к другой на автобусах - такие уж тут расстояния.
Некоторые на ПТЗ, впрочем, уже были: уральцы проторили сюда дорогу давно. Да и заводчане бывали на полях региона, наблюдая за работой своей техники. Но потребность в обновлении тракторного парка у аграриев велика: за первое полугодие область купила 316 тракторов - почти столько же, сколько за весь 2015 год. И даже такие темпы роста ее мало устраивают. Нагрузка на трактор в регионе - самая высокая по России, почти 300 га, а петербургская техника, по словам губернатора, качественная и надежная.
Поэтому «Кировцы» - прежде всего модернизированные К-744 семи модификаций - пользуются спросом по всей стране. Они работают на Алтае и в Саратовской области, на Ставрополье и в Северо-Западном округе. А в последние годы их приобретает и зарубежный агробизнес - не только из-за ослабления рубля, но и потому, что продукция ПТЗ выдерживает жесткую конкуренцию. Питерские тракторы покупают Германия, Польша, Канада, Франция, Румыния и Египет. Для них важны технологичность и комфортность. А наших аграриев привлекает еще и то, что эта техника хорошо приспособлена к российским условиям. Все замечания «с поля» завод схватывает на лету и быстро устраняет.
Неудивительно, что оренбуржцы уже купили в этом году 93 «Кировца». И продолжают закупки, дабы выйти на приемлемые темпы обновления, используя инвестиционные кредиты с субсидированной процентной ставкой, лизинговые программы и областные гранты для развития фермерских хозяйств, а также семейных агробригад. По условиям нового соглашения, ПТЗ будет поставлять в край по 150 тракторов в год на протяжении трех лет начиная с 2017-го. Завод получит, таким образом, емкий рынок сбыта, а сельчане - гарантированные поставки на вполне выгодных условиях.
ПТЗ работает по госпрограмме, позволяющей аграриям закупать сельхозтехнику со скидкой 25%. Вдобавок завод подвинулся в цене, предоставив именную 5-процентную скидку (в зависимости от модификации трактора от 350 до 500 тыс. рублей). А учитывая общую сумму удешевлений и скидок, включая меры поддержки областного бюджета, кто-то получит новенький трактор почти в половину стоимости.
Земледельцы с большим интересом осматривали технику ПТЗ: выстроенные как на парад обкатанные тракторы, новый трактор-тягач К-744 ПРОМ на гусеничном ходу, опытно-промышленные образцы, вроде «Кирюши», который тоже, быть может, отправится в Оренбург...
Бело-красные кепки покружились у техники и хлынули внутрь заводских помещений, чтобы увидеть, как она производится. А заодно прикинуть, хватит ли у завода сил справиться с таким вот контрактом.
Директор Серебряков с удовольствием демонстрировал свои владения, сопоставимые по площади с небольшим городком. Было время, завод лежал на боку - теперь некоторые цеха работают в две смены. Еще недавно выпускал три-четыре трактора в день - сегодня не меньше десяти, выдавая 2500 единиц техники в год. При этом предприятие сочетает новые веяния с вековыми традициями. С одной стороны, современные роботы, напичканные электроникой, стенд лазерной резки металла, о котором многие лишь мечтают. А с другой - ряды натруженных станков-работяг и надписи типа «Комната приема пищи» из советских времен.
Чистота и порядок - это традиция, а менеджмент качества и система управления кадровыми ресурсами - приметы XXI века. Станков-ветеранов, правда, становится меньше, их вытесняют поточные линии и «суперумные» роботы. Программа переоснащения затрагивает не только главный конвейер, но и все остальные цеха. Некоторые участки тихи и безлюдны - там идет реконструкция. В остальных местах работа кипит - да так, что при разговоре нужно повышать голос, иначе не слышно.
Габариты продукции впечатляют - гигантские шестерни, втулки, ступицы, кольца. A качество обеспечивает на выходе многоступенчатый контроль. Проверкой охвачены и собственные изделия (почти все, что нужно для сборки, завод выпускает сам), и покупные. Из импортных только две-три детали в «Кировцах» - процессом импортозамещения заводчане довольны.
Но техника работает в разных условиях, и порой она непредсказуема. Помня об этом, оренбуржцы оговорили вопросы, касавшиеся сервисного обслуживания и запчастей. А еще попросили оснастить учебный класс, открытый на базе Оренбургского аграрного университета, тренажерами и симуляторами тракторов. Деталь тоже важная, спору нет, однако в контексте беспрецедентного для региона трехлетнего соглашения и она потускнела.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (5786) от 13.09.2016.
Комментарии