Художники-реставраторы Музея городской скульптуры промыли скульптуры Клодта
Необычную работу провели художники-реставраторы Музея городской скульптуры. Ночью они промыли конные группы Клодта, которые установлены на Аничковом мосту и являются одним из символов Петербурга. Это событие было посвящено 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне.

ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС
Как сообщил Павел Голубков, заведующий службой по текущему уходу и содержанию памятников Музея городской скульптуры, ровно 80 лет назад, в ночь с 1 на 2 июня 1945 года кони Клодта были возвращены на свои исторические места. Теперь в честь этого знаменательного события скульптуры промыли нейтральным моющим средством и освежили струями воды. На четыре скульптуры и их гранитные постаменты потребовалось 500 литров. Относительно небольшая высота монументов позволяет проводить все работы с лестниц без использования вышек. Скульптуры находятся в хорошем состоянии, повреждений реставраторы не обнаружили.
Бронзовые кони Клодта — аллегорические композиции «Укрощение коня человеком» — были отлиты в 1841 – 1850 годах по моделям скульптора Петра Клодта специально для украшения Аничкова моста. В 1841 году мост был реконструирован и значительно расширен. В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, Ленгорисполком издал специальное распоряжение «О защите и маскировке скульптур коней работы Клодта на Аничковом мосту». Все четыре скульптурные группы коней предполагалось снять с постаментов и закопать в саду Дворца пионеров. Однако осенью 1941‑го из‑за рано наступивших морозов удалось укрыть в земле только одну скульптуру. Полностью эти работы были завершены к августу 1942 года. Аничков мост подвергался целенаправленному вражескому артобстрелу. Ажурная чугунная ограда была практически уничтожена, устои моста получили значительные осколочные повреждения. Сохранение в земле коней Клодта оказалось единственным путем их спасения.
Весной 1945 года начались работы по возвращению скульптур на мост: были открыты четыре котлована, разобраны деревянные защитные ящики, бронзовые скульптуры очистили от защитного состава, которым они были покрыты. Как рассказала Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, «в ту июньскую белую ночь победного 1945‑го, когда статуи заняли свои места на постаментах, тысячи горожан наблюдали за установкой скульптур, стоя на тротуарах Невского проспекта, в окнах, на балконах и крышах домов. Кони Клодта стали вестниками Победы, залогом возвращения к мирной жизни».
Читайте также:
Большая майская уборка: коммунальные службы города работали в усиленном режиме
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7920) от 03.06.2025 под заголовком «Скульптуры Клодта промыли».
Комментарии