«Хрюши» против просрочки

Коммерсанты жалуются, что их продолжают кошмарить проверками и после официального запрета. Но есть и другая сторона вопроса. Разве сам бизнес не кошмарит потребителя, предлагая ему некачественные продукты и фальшивые лекарства?

«Хрюши» против просрочки | ФОТО Evgin/shutterstock.com

ФОТО Evgin/shutterstock.com

Результаты проверок производят удручающее впечатление. Полезнее не вникать, поскольку всякий раз убеждаешься в том, что многочисленные контрольные организации в области потребительских услуг констатируют: потребитель может быть обманут на каждом шагу.

И это притом что о плановых проверках бизнес знает заранее и может к ним подготовиться. Правда, по действующему законодательству, по жалобе потребителя проверка может быть внеплановой. Но внеплановая – не значит внезапная! О том, что к вам внепланово нагрянут контролеры, опять же в соответствии с действующим законодательством, руководство организации должно быть уведомлено не менее чем за сутки. То есть дается время, чтобы замести следы.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова неоднократно высказывала мнение, что надо возвращать в законодательство внезапные проверки. Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы эту идею поддерживает, но пока все идет как идет. Неприятности от внезапной проверки коммерсант может получить только от рядового потребителя. Если гражданин настойчив и дело доходит до суда, то, как правило, он одерживает победу. Эффективнее же бороться против потребительского беспредела сообща, вступив в ряды общественной организации.

На слуху из таковых – движение «Хрюши против», громко заявившее о себе в 2012 году на противостоянии в универсаме «Народный». С тех пор прошло много времени, но «хрюши» никуда не делись. Их работа, а это не меньше двух рейдов в неделю, продолжается.

Когда граждане в экзотических розовых комбинизонах и свинячих масках появляются в торговой точке, охрана впадает в ступор. Чаще всего пытаются в магазин не пустить. Но у группы общественных контролеров своя силовая поддержка из крепких ребят.

Но вот вошли, взяли с полки просроченный товар, предъявили работнику администрации. Начинается разговор типа какое вы имеете право предъявлять претензии? А право, оказывается, самое прямое – потребительское. Никаких документов не надо предъявлять, чтобы им воспользоваться.

– Нас не всегда встречают агрессивно, – рассказывает руководитель проекта «Хрюши против» в Петербурге Дарья Желонова. – Бывает, что и с пониманием относятся. Директор магазина признает, что да, есть нарушения, продавцы не справляются со своими обязанностями. Вместе с нами работники магазина начинают перебирать товар, извиняются, обещают, что такого больше не будет. Часто покупатели магазина подключаются. Подсказывают, какие продукты просрочены, и показывают, где они лежат.

В каждом рейде принимают участие порядка двух десятков человек. Это ребята и девушки в возрасте от 18 до 32 лет. Одни учатся, другие работают. Объявления о сборе участников рейда публикуются на сайте движения. Собираются у какой-либо станции метро, куда могут прийти и новички, желающие примкнуть к «хрюшам». Перед рейдом проводится инструктаж, как себя вести, чтобы избежать конфликтов. У движения, можно сказать, узкая специализация: поиск просроченных продуктов. Во время рейда несколько человек одеты в брендовую одежду, остальные в обычную. В рейде обязательно принимает участие оператор, материалы проверок выкладываются в Интернете.

– Мы работаем только по жалобам потребителей, – продолжает Дарья Желонова. – Нам или звонят, или пишут на сайт, что в таком-то магазине торгуют просрочкой. Едем туда, смотрим, делаем контрольную закупку, прикидываем масштаб нарушений и только после этого организуем рейд. Обнаруженные просроченные продукты предъявляются администрации магазина, и в нашем присутствии его работники надрывают упаковку, чтобы товар уже не попал на полку. Помимо этого мы опять же делаем контрольную закупку просроченных продуктов и оформляем жалобу в Роспотребнадзор.

Исходя из опыта проверок, общественники говорят, что больше просроченных товаров встречается в небольших торговых точках. В крупных магазинах, где оборот больше, товар дешевле, реализуется быстрее, контроля все-таки больше. Если взять категории товаров, то в лидерах по нарушениям – молочная продукция, детское питание, замороженные морепродукты, различные сорта печенья и конфет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5371) от 29.12.2014.


Комментарии