Хозяева перронов

Служба по организации наземного обслуживания аэропорта Санкт-Петербурга отвечает за все, что происходит с самолетом с момента его прибытия на стоянку до выпуска на рулежную дорожку.

Хозяева перронов |

Супервайзеры - настоящие хозяева перронов. Они следят, чтобы с воздушным судном все происходило строго по графику: вовремя подогнали трап, предоставили автобусы для пассажиров, заправили самолет топливом, доставили бортовое питание, сделали уборку в салоне, - одним словом, подготовили воздушное судно к вылету. Задача супервайзера _ контроль очередности работ и, если вдруг возникнут нестыковки, оперативное решение создавшейся ситуации. С недавнего времени на супервайзеров возложена обязанность, которую раньше выполняли агенты отдела пассажирских перевозок, _ руководство высадкой и посадкой пассажиров на борт. Контроль подачи необходимого количества перронных автобусов, посадка пассажиров в автобусы, организация подачи дополнительного транспорта, при необходимости _ вызов специалистов аэропорта для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями, _ все это в зоне ответственности специалистов службы. Внесенные изменения позволили оптимизировать процесс высадки и посадки пассажиров.

Супервайзеры _ это универсалы, обладающие лицензиями не только на определенный вид работ и тип воздушного судна, но и на обслуживание ведущих мировых авиаперевозчиков. Некоторые из них, например, авиакомпании Lufthansa, SWISS, Emirates, проводят для сотрудников «Пулково» дополнительное обучение по международным стандартам на английском языке и выдают свои сертификаты. Чтобы получить доверие от авиакомпаний и стать их официальным представителем на перроне, специалистам «Пулково» нужно приложить немало усилий и пройти жесткий отбор. Собеседования начинаются еще до обучения - с главным представителем авиакомпаний в России. Учеба длится 2 недели и проходит на английском языке. Главное во время обучения - не только обладать отличными знаниями, но и быть дисциплинированным. От того, насколько серьезно супервайзер относится к учебе, зависит отношение авиаперевозчика к обслуживающей компании. Условия обучения очень строгие. За одно опоздание отчисляют, ведь если специалист опоздал на учебу - может позволить себе опоздать и на рейс, что недопустимо в работе сотрудников службы, ведь от них во многом зависит имидж авиакомпании.

Зимой интенсивность полетов снижается, но, несмотря на это, работы по подготовке воздушных судов прибавляется. Много самолетов остаются в «Пулково» на ночь. Их двигатели нужно чехлить, необходимо проверять, слита ли вода из водопроводной системы (если нет, она может замерзнуть и разорвать трубопроводы). В условиях интенсивных осадков супервайзер обязательно должен рукой проверить лопатки двигателя на предмет образования льда. Перед рейсом нужно отогревать двигатели и салон, заказывать облив лайнера противообледенительной жидкостью.

Супервайзеры плотно контактируют с экипажем, выполняют последний предполетный наружный осмотр самолета: проверяют все ли закрыто, нет ли повреждений, посторонних предметов в двигателях. Одна из важнейших задач - контроль загрузки. Надо правильно и в определенное место поставить клетку с животным, емкость с опасной жидкостью, инвалидные коляски с аккумуляторами, радиоактивный предмет, груз «200» и т. д. Но самое главное даже не в этом, а в распределении всей коммерческой загрузки на воздушном судне. У каждого типа самолета - свой центр тяжести, и он меняется в зависимости от количества пассажиров, распределения багажа и грузов на борту. Как их правильно разместить - своеобразное уравнение, которое специалисты службы решают для каждого конкретного рейса. В подразделении существует отдел центровки. Там рассчитывают центровку воздушного судна, составляют схему загрузки, выпускают сводную загрузочную ведомость. Супервайзеры контролируют загрузку воздушного судна согласно расчетам отдела центровки. А экипаж, получив сводную загрузочную ведомость с подписью супервайзера, подтверждающей актуальность документа, заносит данные в бортовой компьютер и выставляет углы отклонения стабилизатора для безопасного взлета. Любая ошибка в расчетах и несоблюдение схемы загрузки чреваты серьезными последствиями. Если, не дай бог, с самолетом что-то случается, первым делом наряду с документами о техобслуживании всегда поднимают сводную загрузочную ведомость. Не случайно для ведения и учета всех необходимых бумаг в службе сформирован специальный отдел _ операторов перевозочной документации. Они не только выписывают технологические карты и хранят копии всех ведомостей и схем, но и фиксируют их в спецреестре, заносят данные в операционную систему AODB. А в Центре оперативного управления аэропорта постепенно формируется архив полетной документации.

Недавно состоялся очередной набор сотрудников в Службу по организации наземного обслуживания. Желающих работать в этом подразделении всегда много. Но с «улицы» здесь практически никого не берут. Только своих - пулковских. Причем отбор очень жесткий. Обязательные условия - знание английского языка (на уровне не менее Pre-intermediate) и опыт работы в авиации. Всегда проводится собеседование. Его главная цель - понять, как человек относится к авиации. Потому что помимо зарплаты на такой ответственной работе должен быть и другой важный стимул. В службе, где людей приходится долго учить, текучка недопустима.

- Даже если кандидат не до конца усвоил процессы обслуживания воздушных судов, но видно, что он живет авиацией, мы, скорее всего, возьмем его, - говорит ведущий специалист службы Константин Паршин. - Потому что пробелы в знаниях восполнимы с помощью регулярной учебы и старших товарищей. Но все-таки главное в нашем деле - любить свою профессию. Именно такие неравнодушные люди сегодня и работают в Службе по организации наземного обслуживания аэропорта «Пулково».


Горжусь нашей командой

Евгения Касымова руководит службой с момента ее образования в ноябре 2011 года. До этого она работала начальником смены Дирекции по наземному обслуживанию.

- Я очень горжусь, что за эти три года мы смогли преодолеть все сложности и создали высокоэффективную команду, - говорит Евгения. - Аэропорт вкладывает в обучение и стажировку наших специалистов много средств. И эти вложения не напрасны. Служба решает все задачи, поставленные операционным директором. В этом году, например, мы взяли на себя контроль за посадкой и высадкой пассажиров на всех рейсах. Очевидно, в следующем году предстоит серьезно заняться оптимизацией бизнес-процессов. Но нас это не пугает. Такому коллективу, как наш, любые задачи по плечу.


У меня к самолетам особое отношение

На данный момент Наталия Кацер - единственная девушка-супервайзер в «Пулково».

В авиацию Наталия попала в 2007 году: сразу по окончании Московского института международных экономических отношений устроилась в «Пулково» в службу пассажирских перевозок. Думала, временно, но самолеты буквально влюбили ее в себя.

- Потом некоторое время я работала диспетчером, - рассказывает Наталия. - Но вскоре поняла, что сидеть на одном месте не для меня. Захотелось чего-то живого.

В апреле 2013-го Наталию взяли на должность специалиста по организации авиаперевозок (то есть супервайзера). А ведь в России в отличие от Европы - это абсолютно мужская работа, и женщин на нее, как правило, не берут.

- Я долго пыталась попасть в Службу по организации наземного обслуживания, доказывала, что могу с этим справиться, - вспоминает Наталия. - Помню, когда все-таки добилась своего и мне дали шанс, я засомневалась: а вдруг что-то не получится? Но решила идти до конца.

Работа, и правда, непростая. За 15 минут до прибытия самолета Наталия должна выяснить все особенности рейса, подготовить документы. Супервайзер c помощью двух специальных жезлов заводит самолет на стоянку, подает экипажу сигнальные знаки, благодаря которым пилот безопасно заруливает. Далее стандартные процедуры _ осмотреть воздушное судно на предмет видимых повреждений, открыть багажники, подсказать грузчикам приоритетность разгрузки и т. д.

- Многие российские пилоты очень удивляются, что на такой должности работает девушка, _ говорит Наталия Кацер. - Бывало, даже фотографировали меня из кабины. Все-таки это непростая работа. Во-первых, необходима физическая сила - у многих самолетов не так-то просто открыть багажник. Во-вторых, примерно 80 процентов рабочего времени приходится проводить на перроне - и в снег, и в дождь, и в лютый мороз. Но вы знаете, я получаю от своей работы большое удовольствие! Я делаю важное дело. А когда показываю пилоту сигнал «путь свободен, можно начинать движение», - улыбаюсь, ведь вот он, результат моего труда.

А еще мне, конечно, нравятся самолеты. У меня к ним вообще совершенно особое отношение. Я их трогаю, даже нет, глажу. Ну а самое главное, эта работа подарила мне любимого человека. Мой муж работает вместе со мной!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии