Хори встали в хоровод. Как петербургские буряты отметили праздник Белого месяца Сагаалган
Субботний день, когда петербургские буряты отмечали праздник Белого месяца Сагаалган (Новый год по восточному лунному календарю), и в самом деле оказался белым — город накрыло редким по мощи снегопадом. «Смотри, сама природа с нами празднует», — заметил один из гостей, поднимаясь по заснеженным ступеням Дворца молодежи на Новоизмайловском проспекте. «Ох, лучше бы она традиционно праздновала, то есть весенним солнышком», — проворчала его спутница, стряхивая с капюшона и пальто толстые пласты снега.

Калмыцкий ансамбль «Баин цаг» с задорным танцем «Чичирдык»./ФОТО Базарсада Цынгуева
Правы, пожалуй, оба. В праздновании Сагаалгана действительно основную роль играет все белое — одежда, подарки, праздничные блюда (этот цвет у бурят символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание). И в то же время восточный Новый год знаменует окончание трудной зимы и наступление весны.
При этом празднично-новогодним у буддийских народов является не день и не два, а весь Белый месяц.
— Да, мы, как и наши предки, празднуем наступление нового года целый месяц, — подтверждает участница большого новогоднего концерта в Доме молодежи Нина Димитрова. Она — заслуженный работник культуры Республики Бурятия, отличник просвещения России и одна из основательниц ансамбля «Мунгэн шурэнууд» (в переводе на русский «Серебряные бусинки»), созданного в Петербурге пять лет назад. Сегодня ансамбль выходил на сцену не единожды, и каждый раз его выступление завершалось овациями. Как, впрочем, и многие другие номера танцоров, вокалистов, чтецов и музыкантов, детей и взрослых.
Друг друга на сцене сменяют народные коллективы и исполнители. И не только бурятские «Ая-Ганга» и «Мунгэн шурэнууд», но и ансамбли диаспор других национальностей, встречающих Новый год по лунному календарю, — калмыков, тувинцев, монголов. В гости к петербургским буддистам из Москвы приехал также фольклорный ансамбль «Аялга».
— Чем объясняется такая длительность бурятского новогодья? — спрашиваю Нину Димитрову.
— Наши предки-кочевники жили в разных местах, их юрты находились друг от друга далеко, и пока они объедут всех родичей, погостят там и тут, проходил целый месяц, — объясняет она.
Еще одна особенность: в отличие от нашего Нового года, который мы празднуем в полночь с 31 декабря на 1 января, Сагаалган наступает с восходом солнца.
— Мы собираемся вместе и на рассвете встречаем приход богини Палден Лхамо, которая благословляет и дает светлую дорогу на весь наступающий год, — рассказывает Димитрова.
Палден Лхамо — одна из самых почитаемых богинь в буддизме, покровительница Тибета — облетает мир верхом на муле на рассвете первого дня нового года. Она заглядывает в каждый дом и подсчитывает всех, кто находится в нем. Важно не проспать этот момент, ведь богиня дарует удачу на весь год только тем, кто встречает ее. Такой, можно сказать, ежегодный утренний обход божества. Проспавшие учтены не будут, а значит, лишатся благословения и удачи на целый год. Также на рассвете первого дня Белого месяца буддисты приветствуют Солнце и Вечно синее небо.
— Мужчина молится за всю семью, всех бурят, окропляя семью молоком — это обряд сэржэм, — продолжает Нина Димитрова. — После чего молодежь, дети идут к старшему поколению, поздравляют родителей с наступлением Нового года, родители — своих родителей.

Очередность преподношения друг другу подарков, когда первыми поздравлять идут младшие в роду, это тоже неизменная традиция, которую буряты чтут и сегодня, видя в этом знак уважения к старшим и залог крепости семьи. Родители, приняв поздравления и подарки от своих детей, поздравляют в ответ всех также по старшинству.
— Я с детства помню, как родители задолго — за месяц или даже больше — начинали готовиться к этому празднику, — подключается к разговору другой участник ансамбля «Мунгэн шурэнууд», в прошлом сварщик и маляр, а ныне пенсионер Батор Линхобоев. — Они собирали подарки для всех — платки для женщин, рубахи для мужчин, полотенца и разные приятные мелочи. Подарков надо много — они ведь не только для родных, но и для каждого гостя, кто в твой дом придет. Готовили праздничное угощение — мясные и обязательно белые блюда из молочных продуктов…
В ансамбль Батора несколько лет назад привела его жена Дарицырен Дармаева. Сама она поет в «Мунгэн шурэнууд» с первых дней существования группы. Для нее это не просто досуг.
— Мы создавали свой ансамбль, а теперь поем старинные песни, участвуем в концертах для того, чтобы наши дети, молодое поколение, живя здесь, в мегаполисе, не забывали свой язык, чтобы знали свою культуру, обычаи и традиции, — говорит она.
На сцене в это время разворачивается не то танец, не то сказка о прародителях крупнейшего субэтноса бурятского народа хори — Хоридой-мэргэне и его жене Лебеди, от которых пошли все одиннадцать хоринских родов. Живущие в Петербурге их потомки тоже ведут свою родословную и с легкостью называют, к какому роду принадлежат.
— Каждый бурятский род хори роднился с другим родом, обязан был родниться — так и объединялся народ, — объясняет Дарицырен Дармаева. — Все становились друг другу родственниками. Наши предки — дети одного отца и одной матери-Лебеди. И в этом, пожалуй, секрет сплоченности петербургских бурят.
Эти слова о сплоченности подтвердились и по окончании праздничного концерта. Более сотни человек, артистов и зрителей, поднялись на сцену, чтобы, взявшись за руки, вместе исполнить древний бурятский танец ехор.
Что символизирует этот хоровод, сопровождаемый пением? Есть разные версии. Кто‑то говорит, что это круг во времени и пространстве, то есть бесконечность бытия. Кто‑то видит в нем преемственность, нерушимую связь с предками, традициями. Ехор также определяли как символ дружбы, мира и согласия народа. И еще называли формой поклонения солнцу, свету и добру.
Какая версия верна, точно никто уже не скажет. Да и какая разница? Главное, чтобы душа пела и друзья были рядом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7372) от 13.03.2023 под заголовком «Хори встали в хоровод».
Материалы рубрики
Ленобласть передала в подарок петербуржцам сертификат на 50 лип из питомника «Монрепо»
Сегодня и навсегда. Петербург отметил 320‑летие
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии