Главная городская газета

Холодный душ в январе

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Метрополитен поздравляет жителей Петербурга с Днем города

Петербургский метрополитен заранее начал поздравлять пассажиров с предстоящим Днем города. Читать полностью

Дали на пляже Петропавловки: фестиваль пеcчаных скульптур в Петербурге

Копии творений Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали появились... недалеко от Эрмитажа. Хотя известных мастеров из многих регионов России, Украины и Польши для того в Петербург и пригласили, чтобы они отважились на такую творческую дерзость.... Читать полностью

Трамваю «Чижик» проложат новый путь

Чиновники согласовали будущий маршрут частного трамвая «Чижик». Для транспорта проложат новые пути. Читать полностью

Свет вместо тумб. На Московском вокзале появились новые фонари

Близится к завершению реставрация фасадов Московского вокзала. Недавно к главному входу со стороны площади Восстания вернули фонари под старину. Читать полностью

Городская хроника 23 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Выплата опоздала, но пришла...
Подстанция стала памятником...
Бомба, которой не было...
И другие новости. Читать полностью

«Медвежью лапу» запускают в небеса: высотная застройка в Лахте

Вместо обещанного уютного пригорода в лесу к северу от муниципального округа Лахта-Ольгино может возникнуть уплотненный высотками «спальный» район. Читать полностью
Реклама
Холодный душ в январе | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Непоследовательность и бессистемность законов – штуки неприятные: ставят в неприличное положение региональные власти и совсем уж сгибают в дугу население. Вот и в этот новый год законодательная чехарда вызвала настоящую лихорадку во всех организациях, так или иначе причастных к жилищно-коммунальному хозяйству. Речь о давным-давно измысленных штрафах за отсутствие в домах и квартирах счетчиков коммунальных ресурсов.

Штраф – на три
года вперед

Два, три и более лет назад сразу в нескольких федеральных документах было сказано, что если в доме или квартире есть техническая возможность установки узлов учета, но они не установлены, плату за коммунальные ресурсы надлежит взимать с учетом повышающих коэффициентов. Если уйти от путаных иезуитских формулировок, все станет предельно просто: тем самым федеральное правительство санкционировало повышение нормативов на коммунальные услуги. Тех, на основе которых плата за коммунальные услуги рассчитывается для квартир и домов, не имеющих счетчиков.

С 1 января 2015 года нормативы на отопление, горячую и холодную воду, электричество выросли на 10 процентов. Причем это касается как индивидуального потребления, так и общедомового. Далее: с 30 июня 2015 года – еще на 10 процентов. И так – каждые полгода. К началу 2017 года, как планировало федеральное правительство, нормативы подрастут на 60 процентов по сравнению с нынешними.

С 2009 года, когда впервые возникла идея повышающих коэффициентов, власти так много говорили о них, с такой охотой грозили административным кнутом, что даже забыли... организационно и методически обеспечить их введение.

– У нас пока нет никаких оснований для изменения расчетов. Никаких распоряжений на сей счет мы не получали, – так генеральный директор ВЦКП Василий Федотов отвечал на вопрос о предстоящем увеличении нормативов еще за неделю до Нового года.

Это «нет оснований» разъясняла тогда заместить председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга Ирина Богуславская:

– Дело в том, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление правительства РФ #306) повышающие коэффициенты применяются лишь к тем нормативам, которые установлены с применением метода аналога. Между тем в Петербурге все нормативы определены расчетным методом. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что в нашем городе коэффициенты применяться не должны. Во всяком случае до тех пор, пока не будет изменено федеральное законодательство.

Городской комитет по тарифам все же направил в Москву вопрос: как быть?

И федеральное правительство под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева ответило, быстренько – 17 декабря – приняв пакет поправок в правила, по которым в России определяются коммунальные нормативы (постановление # 306). Поправки предписывают последовательно вводить 10-процентные коэффициенты и для расчетных нормативов. И тоже – с 1 января 2015 года.

Правда, скоропостижно разобравшись с нормативами, правительство оставило без ответа вопрос: кто же будет получать дополнительные 10 процентов? Теоретически известно лишь, что деньги эти должны пойти на мероприятия по энергосбережению. Будет этим заниматься ресурсоснабжающая компания или управляющая, неизвестно. В очередной раз – ждем ответа. А пока ВЦКП теоретически готов все санкционные деньги отдавать управляющим компаниям. Как поведут себя ресурсоснабжающие компани, когда узнают про это, непонятно.

На сколько же может увеличиться квартплата в случае, если у гражданина не установлены счетчики холодной и горячей воды? Расчет несложен. Ныне такие граждане оплачивают 5,48 кубометра холодной воды на человека, а будут – 6,08 кубометра. И горячая: сейчас – 3,81 куба, будет – 4,19. Итого при сегодняшних тарифах вода суммарно: и горячая, и холодная – с учетом водоотведения обходится по 632,47 рубля на каждого члена семьи. При введении повышающих коэффициентов получится по 697,81 рубля. Больше на 65 рублей с копейками в месяц.

А если еще в доме не окажется общего счетчика воды, электроэнергии и тепла, то санкции затронут и нормативы расхода ресурсов на общедомовые нужды (ОДН).

Исключение составляют лишь газовые нормативы. Никаких штрафов за отсутствие узлов учета газа в законодательстве нет. И никогда не было. А ныне Госдума и вовсе рассматривает проект, который разрешает пока не устанавливать счетчики в квартирах, где газ используется только для приготовления пищи. В пояснительной записке к законопроекту и в личных комментариях законодатели признают, что причиной этой инициативы стали цены на такие счетчики и на их установку.


И все-таки они крутятся

В Петербурге сейчас самый дешевый бытовой узел учета газа стоит около двух тысяч рублей. Полторы тысячи стоит его установка, если она не связана с техническими сложностями. Передвинуть трубу, забраться в тесный угол, применить сварку, поставить муфту или еще какую-нибудь штуковину – обойдется в дополнительную сумму. Итого: обзавестись счетчиком газа можно за 4 – 4,5 тысячи рублей как минимум. Получится в результате экономия или нет, вряд ли кто-то ответит. Но главное – человеку дали право неспешного выбора. Дамоклов меч закона над ним не висит – можно спокойно все обдумать, решить, а потом еще и перерешить...

Иная ситуация – с водяным учетом: граждан поторапливают, санкциями подстегивают, поразмыслить не дают. А стоило бы! С определением расхода холодной воды существующие счетчики худо-бедно справляются: крутятся себе и крутятся. Пока не придет срок поверки (через 4 – 6 лет). Специалисты рекомендуют вообще с поверкой не заморачиваться, а просто – ставить новый. Простенький счетчик воды стоит от 500 до 1,5 тысячи рублей. Демонтаж старого счетчика, установка нового, плюс материалы и накрутки – еще примерно 2 тысячи. Итого по самому минимуму – примерно 3 тысячи рублей. Поставил новый – и пусть себе дальше крутится.

Кто-то экономит с помощью учета, кто-то нет – выходит за рамки норматива, да еще досадует, что в перспективе нужно тратиться на новый счетчик. Все зависит от образа жизни, от характера, от состава семьи. И все было бы справедливо, если бы в честно подсчитанные платежи за холодную воду не вклинивалась бы еще вода ОДН. Ее расход и стоимость никак не зависят от гражданина. Утекает ли вода в подвал, приходится ли управляющей компании лишний раз промывать отопительную систему, не смогли ли договориться о расходах «Водоканал» и управляющая компания – все эти кубометры учитываются в ОДН и раскладываются на всех. Все это чрезвычайно снижает ценность поквартирного учета и контроля.

С горячей водой еще сложнее. Простые счетчики «накручивают» ее так же, как и холодную, без учета температуры: пока «спустишь» остывшую в трубе воду до реально горячей, накрутится 5 – 10 литров. Есть, правда, приборы с термодатчиком, которые начинают считать горячую воду, когда ее температура достигает 40 градусов, но стоит такой счетчик примерно 5,5 – 6 тысяч рублей. Да и не всякая управляющая компания даст добро на его использование: кто же будет оплачивать «спущенную» воду?

А самая большая проблема горячей воды – это грядущее коренное изменение системы ее оплаты. Тарифы на горячую воду рано или поздно будут разделены надвое: непосредственно на холодную воду и на количество тепла, расходуемого на ее нагрев. В некоторых субъектах Федерации эта система уже внедрена. Готовится к этому и Петербург. Стало быть, придется формировать иную систему учета.


Критерии невозможности

Попытки осмыслить системы учета, оценить их целесообразность для зданий с разными характеристиками и с различным состоянием сетей никак не соотносятся с государственной политикой энергосбережения в области ЖКХ. Она – эта политика – прямолинейна, как кол. Сказано – всем ставить счетчики, стало быть – ставить! Пообещали увеличить нормативы, стало быть – увеличиваем!

Эту несгибаемость государство проявило сразу, с введением в действие в 2009 году ФЗ-261 «Об энергосбережении...». И началось воспитание россиян в духе экономного отношения к коммунальным ресурсам. Закон установил жестко: к 2011 году всем зданиям в стране оснаститься общедомовыми приборами учета всех энергоресурсов; к 2012 году всем обзавестись индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды, электроэнергии; к 1 января 2015 года – повсеместно установить счетчики газа; к 1 января 2016 года компаниям, поставляющим газ, – установить газовые счетчики тем, кто не сделал этого до 2015 года. Директивы распространялись также и на коммунальные квартиры.

Ни одно из этих требований полностью так и не выполнено. Внезапно оказалось, что жизнь несколько разнообразнее, чем могут себе вообразить авторы концепций, стратегий и даже (страшно сказать) законов и постановлений. Министерству регионального развития, ныне уже почившему в бозе, пришлось бесконечно что-то уточнять и дополнять. Так, отдельно для Петербурга разъясняли, как по счетчику учитывать расход ресурсов в так называемых «домах на сцепке», которые «питаются» теплом последовательно от одной и той же трубы. Пока город не задал этот вопрос министерству, оно – министерство – не знало, что такое чудо в природе существует. Про вертикальную разводку теплоснабжения во многих домах, похоже, тоже не знали. Или забыли. А потом вспомнили и отказались от требований поквартирного учета тепла. Ибо при вертикальной разводке это невозможно.

И вообще в довесок к энергосберегающему закону пришлось отдельным документом принимать критерии, по которым можно было определить саму возможность-невозможность установить узел учета. Выпустили приказ Минрегионразвития # 627. И опять министерству пришлось что-то объяснять и уточнять. Многое так до сих пор и осталось неуточненным.

В приказе сказано, что в том месте, где устанавливается счетчик, должны быть обеспечены условия, при которых (переводя с казенного языка на общечеловеческий) он не будет врать. Какие же это условия? Ответ изыскан и замысловат: мол, должны быть соблюдены требования к температурному режиму, влажности, электромагнитным помехам... Что за требования – не сказано, и где их искать – неведомо.

И еще: в числе критериев невозможности установки узла учета – необходимость капитального ремонта внутридомовых сетей. Трудно сказать, что эта фраза означает для авторского коллектива «Критериев...». А для Росстата и разнообразных ГОСТов это вполне определяемое цифирью понятие. По данным Росстата за 2012 год, больше половины жилых зданий в России (51,7%) имеют степень износа от 31 до 65 процентов. А методика определения физического износа (принята 27.10.1970 # 404) очень внятно это расшифровывает: с 21 до 40 процентов износа – «конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии», а с 40 до 60 процентов – «эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта», более 60 процентов – «состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих – весьма ветхое».

Нетрудно сопоставить все это. И тогда родится вопрос: критерии позволяют не устанавливать счетчики в половине (даже больше) зданий России?.. Как обычно, ответа нет.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook