Холодный душ в январе

Непоследовательность и бессистемность законов – штуки неприятные: ставят в неприличное положение региональные власти и совсем уж сгибают в дугу население. Вот и в этот новый год законодательная чехарда вызвала настоящую лихорадку во всех организациях, так или иначе причастных к жилищно-коммунальному хозяйству. Речь о давным-давно измысленных штрафах за отсутствие в домах и квартирах счетчиков коммунальных ресурсов.

Холодный душ в январе | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Штраф – на три
года вперед

Два, три и более лет назад сразу в нескольких федеральных документах было сказано, что если в доме или квартире есть техническая возможность установки узлов учета, но они не установлены, плату за коммунальные ресурсы надлежит взимать с учетом повышающих коэффициентов. Если уйти от путаных иезуитских формулировок, все станет предельно просто: тем самым федеральное правительство санкционировало повышение нормативов на коммунальные услуги. Тех, на основе которых плата за коммунальные услуги рассчитывается для квартир и домов, не имеющих счетчиков.

С 1 января 2015 года нормативы на отопление, горячую и холодную воду, электричество выросли на 10 процентов. Причем это касается как индивидуального потребления, так и общедомового. Далее: с 30 июня 2015 года – еще на 10 процентов. И так – каждые полгода. К началу 2017 года, как планировало федеральное правительство, нормативы подрастут на 60 процентов по сравнению с нынешними.

С 2009 года, когда впервые возникла идея повышающих коэффициентов, власти так много говорили о них, с такой охотой грозили административным кнутом, что даже забыли... организационно и методически обеспечить их введение.

– У нас пока нет никаких оснований для изменения расчетов. Никаких распоряжений на сей счет мы не получали, – так генеральный директор ВЦКП Василий Федотов отвечал на вопрос о предстоящем увеличении нормативов еще за неделю до Нового года.

Это «нет оснований» разъясняла тогда заместить председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга Ирина Богуславская:

– Дело в том, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (постановление правительства РФ #306) повышающие коэффициенты применяются лишь к тем нормативам, которые установлены с применением метода аналога. Между тем в Петербурге все нормативы определены расчетным методом. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что в нашем городе коэффициенты применяться не должны. Во всяком случае до тех пор, пока не будет изменено федеральное законодательство.

Городской комитет по тарифам все же направил в Москву вопрос: как быть?

И федеральное правительство под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева ответило, быстренько – 17 декабря – приняв пакет поправок в правила, по которым в России определяются коммунальные нормативы (постановление # 306). Поправки предписывают последовательно вводить 10-процентные коэффициенты и для расчетных нормативов. И тоже – с 1 января 2015 года.

Правда, скоропостижно разобравшись с нормативами, правительство оставило без ответа вопрос: кто же будет получать дополнительные 10 процентов? Теоретически известно лишь, что деньги эти должны пойти на мероприятия по энергосбережению. Будет этим заниматься ресурсоснабжающая компания или управляющая, неизвестно. В очередной раз – ждем ответа. А пока ВЦКП теоретически готов все санкционные деньги отдавать управляющим компаниям. Как поведут себя ресурсоснабжающие компани, когда узнают про это, непонятно.

На сколько же может увеличиться квартплата в случае, если у гражданина не установлены счетчики холодной и горячей воды? Расчет несложен. Ныне такие граждане оплачивают 5,48 кубометра холодной воды на человека, а будут – 6,08 кубометра. И горячая: сейчас – 3,81 куба, будет – 4,19. Итого при сегодняшних тарифах вода суммарно: и горячая, и холодная – с учетом водоотведения обходится по 632,47 рубля на каждого члена семьи. При введении повышающих коэффициентов получится по 697,81 рубля. Больше на 65 рублей с копейками в месяц.

А если еще в доме не окажется общего счетчика воды, электроэнергии и тепла, то санкции затронут и нормативы расхода ресурсов на общедомовые нужды (ОДН).

Исключение составляют лишь газовые нормативы. Никаких штрафов за отсутствие узлов учета газа в законодательстве нет. И никогда не было. А ныне Госдума и вовсе рассматривает проект, который разрешает пока не устанавливать счетчики в квартирах, где газ используется только для приготовления пищи. В пояснительной записке к законопроекту и в личных комментариях законодатели признают, что причиной этой инициативы стали цены на такие счетчики и на их установку.


И все-таки они крутятся

В Петербурге сейчас самый дешевый бытовой узел учета газа стоит около двух тысяч рублей. Полторы тысячи стоит его установка, если она не связана с техническими сложностями. Передвинуть трубу, забраться в тесный угол, применить сварку, поставить муфту или еще какую-нибудь штуковину – обойдется в дополнительную сумму. Итого: обзавестись счетчиком газа можно за 4 – 4,5 тысячи рублей как минимум. Получится в результате экономия или нет, вряд ли кто-то ответит. Но главное – человеку дали право неспешного выбора. Дамоклов меч закона над ним не висит – можно спокойно все обдумать, решить, а потом еще и перерешить...

Иная ситуация – с водяным учетом: граждан поторапливают, санкциями подстегивают, поразмыслить не дают. А стоило бы! С определением расхода холодной воды существующие счетчики худо-бедно справляются: крутятся себе и крутятся. Пока не придет срок поверки (через 4 – 6 лет). Специалисты рекомендуют вообще с поверкой не заморачиваться, а просто – ставить новый. Простенький счетчик воды стоит от 500 до 1,5 тысячи рублей. Демонтаж старого счетчика, установка нового, плюс материалы и накрутки – еще примерно 2 тысячи. Итого по самому минимуму – примерно 3 тысячи рублей. Поставил новый – и пусть себе дальше крутится.

Кто-то экономит с помощью учета, кто-то нет – выходит за рамки норматива, да еще досадует, что в перспективе нужно тратиться на новый счетчик. Все зависит от образа жизни, от характера, от состава семьи. И все было бы справедливо, если бы в честно подсчитанные платежи за холодную воду не вклинивалась бы еще вода ОДН. Ее расход и стоимость никак не зависят от гражданина. Утекает ли вода в подвал, приходится ли управляющей компании лишний раз промывать отопительную систему, не смогли ли договориться о расходах «Водоканал» и управляющая компания – все эти кубометры учитываются в ОДН и раскладываются на всех. Все это чрезвычайно снижает ценность поквартирного учета и контроля.

С горячей водой еще сложнее. Простые счетчики «накручивают» ее так же, как и холодную, без учета температуры: пока «спустишь» остывшую в трубе воду до реально горячей, накрутится 5 – 10 литров. Есть, правда, приборы с термодатчиком, которые начинают считать горячую воду, когда ее температура достигает 40 градусов, но стоит такой счетчик примерно 5,5 – 6 тысяч рублей. Да и не всякая управляющая компания даст добро на его использование: кто же будет оплачивать «спущенную» воду?

А самая большая проблема горячей воды – это грядущее коренное изменение системы ее оплаты. Тарифы на горячую воду рано или поздно будут разделены надвое: непосредственно на холодную воду и на количество тепла, расходуемого на ее нагрев. В некоторых субъектах Федерации эта система уже внедрена. Готовится к этому и Петербург. Стало быть, придется формировать иную систему учета.


Критерии невозможности

Попытки осмыслить системы учета, оценить их целесообразность для зданий с разными характеристиками и с различным состоянием сетей никак не соотносятся с государственной политикой энергосбережения в области ЖКХ. Она – эта политика – прямолинейна, как кол. Сказано – всем ставить счетчики, стало быть – ставить! Пообещали увеличить нормативы, стало быть – увеличиваем!

Эту несгибаемость государство проявило сразу, с введением в действие в 2009 году ФЗ-261 «Об энергосбережении...». И началось воспитание россиян в духе экономного отношения к коммунальным ресурсам. Закон установил жестко: к 2011 году всем зданиям в стране оснаститься общедомовыми приборами учета всех энергоресурсов; к 2012 году всем обзавестись индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды, электроэнергии; к 1 января 2015 года – повсеместно установить счетчики газа; к 1 января 2016 года компаниям, поставляющим газ, – установить газовые счетчики тем, кто не сделал этого до 2015 года. Директивы распространялись также и на коммунальные квартиры.

Ни одно из этих требований полностью так и не выполнено. Внезапно оказалось, что жизнь несколько разнообразнее, чем могут себе вообразить авторы концепций, стратегий и даже (страшно сказать) законов и постановлений. Министерству регионального развития, ныне уже почившему в бозе, пришлось бесконечно что-то уточнять и дополнять. Так, отдельно для Петербурга разъясняли, как по счетчику учитывать расход ресурсов в так называемых «домах на сцепке», которые «питаются» теплом последовательно от одной и той же трубы. Пока город не задал этот вопрос министерству, оно – министерство – не знало, что такое чудо в природе существует. Про вертикальную разводку теплоснабжения во многих домах, похоже, тоже не знали. Или забыли. А потом вспомнили и отказались от требований поквартирного учета тепла. Ибо при вертикальной разводке это невозможно.

И вообще в довесок к энергосберегающему закону пришлось отдельным документом принимать критерии, по которым можно было определить саму возможность-невозможность установить узел учета. Выпустили приказ Минрегионразвития # 627. И опять министерству пришлось что-то объяснять и уточнять. Многое так до сих пор и осталось неуточненным.

В приказе сказано, что в том месте, где устанавливается счетчик, должны быть обеспечены условия, при которых (переводя с казенного языка на общечеловеческий) он не будет врать. Какие же это условия? Ответ изыскан и замысловат: мол, должны быть соблюдены требования к температурному режиму, влажности, электромагнитным помехам... Что за требования – не сказано, и где их искать – неведомо.

И еще: в числе критериев невозможности установки узла учета – необходимость капитального ремонта внутридомовых сетей. Трудно сказать, что эта фраза означает для авторского коллектива «Критериев...». А для Росстата и разнообразных ГОСТов это вполне определяемое цифирью понятие. По данным Росстата за 2012 год, больше половины жилых зданий в России (51,7%) имеют степень износа от 31 до 65 процентов. А методика определения физического износа (принята 27.10.1970 # 404) очень внятно это расшифровывает: с 21 до 40 процентов износа – «конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии», а с 40 до 60 процентов – «эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта», более 60 процентов – «состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих – весьма ветхое».

Нетрудно сопоставить все это. И тогда родится вопрос: критерии позволяют не устанавливать счетчики в половине (даже больше) зданий России?.. Как обычно, ответа нет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5374) от 12.01.2015.


Комментарии