Хлопцы едут на стройку

Вопреки ожиданиям многих, дефицита на региональном рынке труда по причине оттока мигрантов не случилось. Безработица в Петербурге и Ленобласти осталась практически на прежнем уровне. Число вакансий в службах занятости уменьшилось, но тоже не критично. Да и количество выдаваемых гастарбайтерам патентов не вызывает тревоги: скоро их число достигнет 60 тысяч, и это гораздо больше, чем за аналогичный период прошлого года. Численно армия иностранных рабочих, по оценке миграционной службы, также изменилась незначительно – в пределах 10%. Но вот общая картинка (национальная и профессиональная принадлежность, отношение к закону) трансформировалась, пожалуй, куда существеннее.

Хлопцы едут на стройку | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

На меняющемся собирательном портрете мигранта-2015 все больше проступают славянские черты лица. «Въезд и выезд иностранных граждан из различных стран изменились по-разному, – поясняет глава УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева. – Например, со стороны Узбекистана в 2015 году наблюдаются «чистые убытки»: оттуда к нам нынче меньше приехали и больше выехали отсюда. То же – с Таджикистаном, Киргизией. А вот с Украиной все ровно наоборот. Можно констатировать: граждан Средней Азии в Петербурге активно заменяют граждане Украины».

И этот процесс идет достаточно споро. Узбекистан и Таджикистан традиционно и с большим отрывом от других стран на протяжении всех последних лет были лидерами по миграционному притоку в наш город (соотношение примерно два к одному: на 120 тысяч приехавших в Петербург узбеков приходилось 66 – 67 тысяч таджиков). Сегодня Узбекистан все еще в лидерах, а вот таджики уступили свое второе место украинцам. Это можно проследить по статистике выданных иностранцам в январе-феврале 2015 года патентов: из 25 тысяч документов на граждан Узбекистана приходится около 8,5 тыс., Украины – более 3,8 тыс., Таджикистана – менее 2,7 тыс., Киргизии – чуть более трех сотен штук, Азербайджана – двести...

Пожалуй, главное изменение в качестве новой миграционной волны – ее стремление к легитимности. Уже почти половина въезжающих к нам безвизовых гостей в графе «цель приезда» честно указывают намерение работать (раньше это делали единицы). Большинство гастарбайтеров действительно живут и трудятся у нас законно.

Оценивая сегодняшние масштабы нелегальной миграции, специалисты УФМС ориентируются прежде всего на результаты собственных проверочных мероприятий.

«Как показывает практика, не менее 80% иностранцев имеют все разрешительные документы, количество выявляемых нарушителей, соответственно, не превышает 20%, – поясняет Елена Дунаева. – В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к уменьшению как самого этого числа, так и «тяжести» нарушений. Чаще всего отсутствуют медицинские полисы. Доля нарушений, относящихся к режиму пребывания (например, иностранец не состоит на миграционном учете или не имеет разрешительных документов на работу), варьируется в пределах 15 – 18% от общего числа».

Глава УФМС приводит самые свежие примеры: в ходе инспекции ряда строительных объектов на минувшей неделе среди сотни проверенных иностранных граждан нашлись всего пять нарушителей. За одну воскресную ночь петербургская полиция проверила в базах ФМС данные на 90 иностранцев, и у 88 документы оказались в полном порядке...

По словам Дунаевой, так бывает при проверках не только производственных объектов (штраф для юрлица – от 250 тысяч рублей за каждого нелегала), но и в местах проживания мигрантов, на улицах и даже в Апраксином дворе...

Какая же из миграционных новаций так эффективно сработала в пользу законности и порядка? По мнению сотрудников УФМС, действенным инструментом стали выдворения и закрытия въезда.

За последние два года пересекать границу России запретили более чем миллиону иностранцев. Уже в этом году петербургскими миграционными органами оформлено около 8 тысяч представлений о закрытии въезда, около тысячи нарушителей выдворены. «Сейчас самое большое количество обращений в миграционные органы – по поводу отмены закрытия въезда, – пояснила Елена Дунаева. – Люди поняли, что гораздо выгоднее соблюдать законы, чем нарушать их».

В отличие от азиатов с Украины к нам едут в основном специалисты или как минимум люди со средним специальным образованием. Но что требуется рынку?

Как рассказала первый заместитель председателя комитета по труду и занятости администрации Ленинградской области Людмила Зенова, ситуация на рынке стабильная, но не без проблем:

«На конец года область входила в четверку регионов с самым низким уровнем безработицы (после Петербурга, Москвы и Московской области) – 0,38%. Сегодня он незначительно подрос – до 0,44%, а число заявленных вакансий снизилось с 17 до 13 тысяч. Но и 13 тысяч работников нужно где-то найти! Ресурсами с внутреннего рынка области эти вакансии нам не заполнить...»

Острее всего Ленобласти требуются рабочие (85%) – водители, слесари, электрики, газосварщики, а также грузчики, разнорабочие, уборщики. Есть также спрос на инженеров и врачей...

«Наши работодатели и нынче заявляют о готовности работать с мигрантами и даже повышать компенсации их затрат на оформление патентов. Без гастарбайтеров области не обойтись», – резюмирует Зенова.

Ее коллега из Петербурга директор центра трудовых ресурсов Мария Сухова констатирует в северной столице похожую ситуацию:

«На конец 2014 года банк вакансий Службы занятости состоял из 75 тысяч позиций, сегодня их 57 тысяч. Основная потребность – рабочие. На учете в Службе занятости состоят всего 12,3 тыс. безработных, и это число тоже стабильно из месяца в месяц».

Так неужели гастарбайтеры столь мало значат для экономики региона, что 10-процентного уменьшения их армии никто не заметил? А как же опасения по поводу «пустеющих строек» и «нечищеных дворов»?

Участники недавнего «круглого стола» в Ленинградской торгово-промышленной палате в один голос заявляли о значительной оптимизации расходов и сокращениях, произошедших с начала года в строительном секторе. Отсюда и сокращение численности гастарбайтеров на стройках.

К тому же многие уезжают из-за падения заработков (их ополовинил валютный курс). Но на смену азиатам прибывают другие иностранные рабочие – те, кому не надо переводить рубли в валюту, чтобы отослать домой, а нужно устраивать свою жизнь здесь.


КСТАТИ

Основными сферами, в которых работают иностранные граждане, в Петербурге являются: строительство (22%), торговля (24%), транспорт и связь (7%), обрабатывающее производство (8%), сельское и лесное хозяйство (2%), другие – 37%.

В Ленинградской области похожая картина: оптовая и розничная торговля – 22%, строительство – 31%, лесное и сельское хозяйство – 1%, обрабатывающее производство – 9%, транспорт и связь – 4%, другие – 33%.

Интересно, что в нашем городе 77 – 80% гастарбайтеров трудятся на предприятиях и только 20 – 23% – у физлиц. В Москве и Московской области в 2014 году выдавалось больше патентов для работы у частников, нежели разрешений для труда в компаниях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (5424) от 25.03.2015.


Комментарии