2Vtzqv4Hz9U

Хармс преткновения. Петербуржцы просят сохранить граффити-портрет писателя

«Лев Толстой очень любил детей. Утром пpоснется, поймает кого-нибудь и гладит по головке, пока завтракать не позовут». Идея так подшучивать над великими принадлежала Даниилу Хармсу – поэту, писателю, драматургу, петербуржцу-ленинградцу, умершему в «Крестах» в блокадном городе в 37 лет. Его юмор оказался заразительным. Многочисленные последователи продолжили жанр. Так что сейчас лишь специалисты могут сказать, какие именно литературные анекдоты принадлежат Хармсу, а какие его «ученикам».

Хармс преткновения. Петербуржцы просят сохранить граффити-портрет писателя | ФОТО автора

ФОТО автора

Его не забывали. Когда в 2014 году именем Хармса назвали улицу в муринских новостройках рядом с улицами Маршака и Чуковского, никто не удивился. А в 2016 году на фасаде дома, где он жил, на углу улицы Маяковского и Ковенского переулка, появился его портрет: несколько штрихов, и вот оно, огромное – на два этажа — худое лицо: взгляд исподлобья, высокий лоб...

Этот портрет – результат сотрудничества дуэта художников стрит-арта: двух Павлов, Каса и Мокича. И ТСЖ «Маяковского, 11». Произведение, ставшее фишкой улицы Маяковского, украшением малопримечательного старого дома, и одновременно – проклятием товарищества собственников. В течение нескольких лет тянется противостояние жильцов дома и чиновников администрации Центрального района, которые воюют с несанкционированным рисунком. Как говорится, с упорством, достойным лучшего применения. Так воевали и с портретом Достоевского во дворе дома № 8 в Кузнечном переулке. И с изображением Бродского на улице Пестеля.

В Дзержинском районном суде идет процесс: администрация против ТСЖ «Маяковского, 11». Цель – добиться, чтобы ТСЖ закрасило портрет.

Надо сказать, что внятных правил размещения граффити в Петербурге нет. Придуманная в Смольном процедура практически невыполнима.

По этим правилам, идея что-либо нарисовать на стене может исходить как от собственников, так и от художников. Последние, впрочем, должны заручиться решением общего собрания. Далее эскизы и описание будущего произведения необходимо представить в комитет по градостроительству (КГА), где кто-то на каких-то основаниях (неясно, кто и на каких) выдаст заключение, отвечают ли эскизы облику и духу Петербурга. А затем уже – опираясь на выводы о духе – КГА разрешит или нет.

При этом художники должны взять на себя обязанность впоследствии «содержать граффити». То есть следить, чтобы не слишком облуплялось.

Эти правила, кажется, не смог выполнить еще никто. Кроме разве что ряда муниципальных образований, которые, впрочем, по сути, приняли решение самостоятельно.

Депутаты и чиновники (в основном из комитета по молодежной политике) планируют усовершенствовать правила, предлагая варианты разной степени логичности. Последняя идея: размещать на брандмауэрах световые рисунки. Один из примеров: панно на стене дома, где находится Музей-квартира Достоевского (Кузнечный переулок, 5), повторяющее фотографический портрет писателя 1860 года. Здорово. Впечатляет. Только вот кто-то должен оплачивать электроэнергию. Да и само изображение – дело недешевое, требующее сотрудничества с «Ленэнерго».

Возвращаясь на улицу Маяковского, 11, стоит отметить, что частично требования нынешних правил соблюдены. По крайней мере собственники поддержали идею разместить на фасаде портрет. Что касается «духа» и «облика», то Хармс на стене появился раньше, нежели соответствующие полномочия у КГА. И что теперь делать?

Судя по тому, как развиваются события, чиновники пока непреклонны и требуют все закрасить! Жители дома в свою очередь обратились к горожанам с просьбой поставить подписи под их обращением к Смольному, требующим оставить в покое и дом, и Хармса.

#граффити #писатели #уличные художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (6913) от 28.04.2021 под заголовком «Хармс преткновения».


Комментарии