КГИОП презентовал свою новую монографию

КГИОП представил свое новое издание — монографию «Сохранение исторической среды Санкт-Петербурга. История формирования охранного зонирования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ленинграда — Санкт-Петербурга». Ее авторы — опытные сотрудники КГИОП с многолетним стажем работы в сфере охраны памятников: Алексей Михайлов, временно исполняющий обязанности председателя комитета, и Екатерина Козырева, начальник управления сохранения исторической среды.

КГИОП презентовал свою новую монографию  | ФОТО Jonas Jacobsson on Unsplash

ФОТО Jonas Jacobsson on Unsplash

Несмотря на длинное научное название, эта книга посвящена теме, уже несколько лет активно обсуждаемой всеми, кто интересуется проблемами сохранения культурного наследия. Речь идет о том, каким же образом сохранять историческую ткань Петербурга как мегаполиса, чтобы он не менял свой неповторимый облик и в то же время становился местом, комфортным для жизни горожан.

Сначала авторы подробно на основании материалов из архивов КГИОП, КГА и ЦГИА СПб анализируют около ста документов, которые относятся к данной теме. От законов и правительственных постановлений до ведомственных инструкций и строительных правил. В контексте охраны рядовой городской застройки эти документы собраны впервые, многие из них известны только специалистам.

В 1917 году в системе Наркомпроса была создана Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Ровно сто лет назад, в 1924‑м, был издан Декрет советского правительства об учете и охране памятников искусства, старины и природы, где впервые использовано понятие «защитная зона». Это был первый шаг к сохранению исторической среды. Тогда речь шла о защите территорий вокруг зданий-памятников и ансамблей, в которых ограничивается хозяйственная деятельность.

Рассказывая о книге, Алексей Михайлов особо отметил, что уже в 1948 году, когда СССР еще залечивал послевоенные раны, в Положении об охране памятников культуры появляется термин «охранная зона». К 1950‑му относятся первые схемы охранных зон вокруг Летнего сада, территории у комплекса Смольного монастыря, Александро-Невской лавры, а также пригородных дворцово-парковых ансамблей. В книге эти схемы ­опубликованы.

Отдельная глава посвящена работе Бориса Розадеева, архитектора, сотрудника КГИОП, который в 1960‑е годы обследовал десять тысяч городских зданий и разработал схему зон охраны и зон регулируемой застройки (иногда их называют «зоны Розадеева») вокруг нескольких сотен памятников. Работы этого архитектора и других ленинградских специалистов были пионерскими и впоследствии использовались во многих городах СССР.

Но только в 1988 году были утверждены границы объединенной охранной зоны исторической части Ленинграда как основы сохранения городской среды. Еще двадцать лет понадобилось для того, чтобы, используя большой массив документов, исследований, исторических справок, специалисты создали 820‑й городской закон, комплексно защищающий ценные здания-непамятники. Примерно каждые четыре года в него вносятся изменения и уточнения.

Сейчас обсуждаются, пожалуй, самые радикальные за все пятнадцать лет действия упомянутого закона. Они касаются отказа от даты постройки здания (до 1917 года) как критерия его ценности. По мнению авторов книги, «в перечень ценной и особо ценной средовой застройки могут попасть как здания, построенные до 1917 года, так и произведения советских архитекторов, а также объекты, перестроенные или восстановленные после Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. К несредовым должны быть отнесены прежде всего объекты, утратившие всякую связь с исторической городской средой, когда‑то их окружавшей, а также объекты, подвергшиеся значительной трансформации с нарушением исторических, стилистических и архитектурных принципов застройки Петербурга».

Этот тезис активно дискутируется, Михайлов в свою очередь готов обсуждать детали с заинтересованными профессионалами и общественностью. Но вряд ли можно спорить с другим тезисом, им завершается книга: «Важно более глубокое изучение нематериальных характеристик исторической среды, которые зачастую являются более важными, чем характеристики материальные. То, как видели исторический город его современники, по каким улицам бродили герои известных литературных или кинематографических произведений, что вдохновляло художников и сценаристов в сплетениях городской структуры, какие истории, мифы, события хранит городская ткань. Все это может и в перспективе должно стать основой построения знаний о городской исторической среде и, следовательно, быть защищено от грубых искажений. Это то, что определяет дух города, его индивидуальность и гений места. То, что должно быть сохранено!».

Тираж бумажной версии — 350 экземпляров, книга поступит в ведущие библиотеки Петербурга. Электронная версия издания доступна на официальном сайте КГИОП.


#КГИОП #архитектура #монография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «Как защитить дух города».


Комментарии